Поиск - новости науки и техники

Актуальная дуальность. Опыт профобразования Германии полезен для России.

Берлин – удивительный город. Сюда приезжает больше туристов, чем в Вену или Париж. Их привлекает многообразие архитектурных стилей, богатая история, сотни отелей, тысячи ресторанов – на любой вкус. И множество культурных мероприятий. Но главная цель нашей группы была связана не с туризмом, а с работой: мы приехали в Берлин по приглашению Федерального министерства иностранных дел Германии, чтобы познакомиться с дуальной системой подготовки кадров. И это оказалось не менее увлекательно, чем встреча с одной из самых крупных европейских столиц. Одно дело – знать, что такое дуальное образование теоретически, и совсем другое – увидеть, как этот механизм работает в реальности. Непосредственным организатором поездки выступил Гете-Институт. Тема ее формулировалась так: “Немецкий язык в профессии”. Но с акцентом на последнем слове.

Группа была небольшая – всего 10 человек. Из Сургута, Иркутска, Тамбова, Иванова, Москвы, Красноярска, Тюмени, Краснодара, Ульяновска. Все, кроме корреспондента “Поиска”, – специалисты, на разных уровнях занимающиеся в России организацией среднего профессионального образования.
Еще за пару месяцев до поездки все участники получили анкеты. Один из основных вопросов – что они хотели бы узнать о дуальной системе обучения. Оказалось, что практически всех интересует, как в Германии проходят профориентация, организация практик, трудо­устройство, как распределяется ответственность за профессиональную подготовку между государством и бизнесом…
В теории все было ясно: дуальное образование – такое, при котором теоретическую часть программы учащиеся осваивают в образовательных учреждениях, а практическую – непосредственно на предприятиях. И на первый взгляд, особой новизны для России в этом никакой нет. Еще во времена СССР при заводах и фабриках действовали профтехучилища, очень хорошо себя зарекомендовали заводы-втузы. Правда, в послесоветское время эта система была разрушена, но элементы ее действуют в нашей стране и поныне.
И все же это только элементы. В Германии же, как мы увидели, существует система, в которой все продумано от первого до последнего шага, от профориентации в школе до четкого законодательного обеспечения дуальной системы, единого для всей территории Германии. При этом каждая федеральная земля имеет свою специфику в организации дуального обучения.
Можно сказать, и наша поездка была организована по принципу дуальности. Сначала теория – в берлинском офисе Гете-Института и Управлении по делам образования, молодежи и науки Сената Берлина. Потом – практика: посещение нескольких центров профессионального обучения в Берлине, Франкфурте-на-Одере и пограничном польском городе Слубице (до Потсдамской конференции два последних города были одним), Ремесленной палаты Франкфурта-на-Одере (Восточный Бранденбург) и Торгово-промышленной палаты в Лейпциге.
Итак, по порядку.

О профориентации
В Германии школьное обучение организовано несколько иначе, чем в России. После начальной школы (с первого по шестой класс) дети попадают на первую развилку. Можно пойти в гимназию и после 12 класса получить “абитур” – аттестат, дающий право на поступление в классический университет. А можно – в интегрированную школу второй ступени, где “абитур” вручается после успешного окончания 13 класса. В этих школах есть возможность получить и другие виды дипломов после 9 и 10 классов. Уже на этой ступени начинает реализовываться дуальная система. Школьники получают информацию о существующих профессиях, в старших классах им предлагают месячные стажировки по выбранному направлению. Вспомнилось, что нечто похожее когда-то существовало и в России – учебно-производственные комбинаты. Но у нас особого выбора у школьника не было: он выбирал между несколькими профессиями, а какими именно – зависело от школы, в которой учился. В Германии же принимаются во внимание самые разно­образные интересы ребят.
– Молодой человек должен разобраться в себе, понять свои интересы, определить свои сильные стороны и социальные компетенции. Таким образом, спектр подходящих для него профессий сужается, – говорит Ханнелоре Кресс, руководитель проекта, специалист Федерального института профобразования.
В Германии сейчас 333 стандартизированные профессии. Еще в прошлом году их было 350 с лишним. Поскольку технологии развиваются очень быстро, список постоянно корректируется. Например, недавно появившаяся профессия офис-менеджера (управляющего “умным домом”) объединила целых 11 прежних профессий.
Проблема та же, что и у нас: при всем многообразии возможностей люди знают, в лучшем случае, о двух-трех десятках профессий. Поэтому, прежде всего, школьнику помогают собрать информацию, прежде чем сделать выбор. Но одного желания мало – надо понять, подходит ли ему понравившаяся профессия. Если после теста ответ положительный, остается помочь ребенку определить оптимальный для него путь к цели.
Способы – разные: экскурсии на производство, возможность практики на выбранном предприятии, работа в мастерских, которые есть в профессиональных школах. Оригинальная возможность знакомства с профессией – школьные фирмы, цель которых – помочь ребятам понять принципы работы предприятия. Направлением деятельности школьных фирм может стать, например, доставка еды на дом или приготовление продуктов пчеловодства… Дети получают все, что для этого надо знать и уметь.
Кто интересуется профессиями, связанными с культурой, ходят на экскурсии в театры и могут пройти стажировку там. С одной стороны, это своего рода уроки немецкого языка (среди школьников немало детей мигрантов, и проблемам их языковой и культурной адаптации в стране уделяется особое внимание), с другой – возможность познакомиться со множеством театральных профессий.
Отвечают за профориентационную работу руководство каждой школы и учителя. Их поддерживают агентства по трудоустройству, профессиональные школы и родители.
Особенность берлинской дуальной системы – сеть консультантов, каждый из которых отвечает за определенное число школ в каком-то районе. Ситуация на рынке труда не постоянна: меняется спрос на профессии, не остается постоянной и их актуальность, вот тут и нужны консультанты, чтобы помочь школам ориентироваться.
Сервисный центр по продвижению дуального образования награждает лучшие школы Знаком качества за отличную работу по профориентации. Получить его непросто, поэтому эта награда считается очень престижной.
Важно, что в Германии выбором школьниками их профессионального пути озабочены не только учителя. Процесс профориентации поддерживается различными профобъединениями – Торгово-промышленной палатой, Союзом берлинских и бранденбургских предприятий, Союзом свободных профессий и др.
Никто не забыт
Еще одна особенность берлинской системы – поддержка проблемных школьников 9-10 классов, которые рискуют остаться без аттестата. Направленный на это специальный проект реализуется только второй год, но уже показал свою эффективность. “Трудные подростки”, как их называют у нас, работают три дня на предприятии и два дня учатся в школе или центре профподготовки. В прошлом году почти половина тех, на кого уже было махнули рукой, в результате аттестат все-таки получили. Остальным предложили пройти учебный год еще раз. В классе 12 человек. Для каждого – своя программа. Учитель тесно взаимодействует с предприятием.
Мы побывали на занятии группы подготовки к профобразованию в одном из крупных центров профессиональной подготовки Берлина. В нем учится около двух тысяч учеников. А в этой группе было всего четыре человека, то есть каждый из них постоянно находился в поле внимания преподавателя. Тема урока – опасность электрического тока. Задача урока: определить, при какой мощности напряжение будет представлять риск для жизни человека. То есть не просто теоретическая задача, а жизненно важный вопрос. На занятии дается дозированная теория, после чего следует погружение в практику. Лабораторная установка – тут же, на одном из столов.
“Замечательно, что с трудными подростками работает молодой интеллигентный мужчина, – отмечали российские коллеги. – Ведь в России даже будущих сварщиков может учить женщина”.
Интересно, что почти каждый четвертый (25%) из тех, кто мог бы поступать в университет, решает сначала обучиться профессии. В Берлине эта цифра даже больше – 40%. Однако фирмы выпускников с абитуром берут неохотно: ведь это значит, что они через три года могут решить продолжить образование в университете, а не остаться работать. Большие предприятия предлагают дуальную учебу: одновременно университетское образование и профессиональное. Тогда больше гарантий, что человек останется у них работать. Конечно, параллельно осваивать программу университета и овладевать профессией довольно сложно, зато такие специалисты в большой цене у работодателей.
В Германии система профобразования существует 500 лет, и она признана, то есть не вызывает у людей чувства, что это образование более низкого уровня, чем университетское.
Цифра, которая нас поразила: на профориентацию в стране выделено 200 млн евро на 10 лет.
Начало пути
Но вот школьник с профессией определился. Что происходит дальше?
Для наглядности Ханнелоре Кресс рассказывает так:
– Представьте, что я школьница Анна, мне 16 лет. Меня научили составлять резюме. Я пишу: “Я хочу стать сантехником, потому что…”. Меня приглашают на собеседование. Я подхожу. Мне предлагают контракт на три года между мной и фирмой, который мы подписываем вместе с мамой и папой.
Фирма, которая меня приняла, обращается в Торгово-промышленную палату: хотим обучать Анну профессии сантехника, какие профессиональные школы отвечают за это обучение? Приходит ответ: такая-то и такая-то, и 1 сентября Анна должна быть в одной из них.
Мастер из фирмы теперь следит за моим обучением. Если фирма захочет, чтобы я освоила какую-то совсем новую технологию, то направит в профессиональную школу письмо с просьбой освободить Анну от занятий на две недели, поскольку она будет обучаться в Центре квалификаций.
…И никакой системы контрольных цифр приема, никакого подушевого финансирования. Государство регулирует процесс дуального образования только на законодательном уровне: в соответствующем законе прописаны все нюансы. Как объяснил один из наших спикеров, в Германии “закон – не барьер, а механизм, позволяющий тебе сделать то, что ты хочешь, – и в профессиональном, и в высшем образовании”.
Принимать ученика или нет – свободное решение каждого предпринимателя. Власти не могут его к этому обязать. Однако, тем не менее, примерно полмиллиона предприятий малого и среднего бизнеса учеников принимают. И более того – зазывают молодежь, сами себя рекламируют, поскольку они развиваются и заинтересованы в притоке свежих сил.
И даже если специальность не очень популярная и спрос у населения на нее невелик, привлечь молодых людей на обучение – задача предприятия, а не министерства. Хочет оно новые кадры – будет улучшать условия работы, увеличит стипендии. Или начнет искать учеников в других странах ЕС, с высокой безработицей.
По прогнозу на 2020 год потребность в профессиональных кадрах в Германии распределится следующим образом: специалисты средней квалификации займут 51% рабочих мест, высококвалифицированные специалисты – 34%, низкоквалифицированные – 15%.
У каждого молодого человека должна быть перспектива получения профессионального образования, считают в Германии. А что если предприятия не предлагают достаточного количества мест? На этот случай существуют учреждения профобразования с полным учебным днем.
Зарплата получающего дуальное образование колеблется от 400 (парикмахер) до 1200 (строитель) евро в месяц.
Самая популярная профессия для мужской молодежи – автомобильная мехатроника. В рамках этого образования молодые люди две недели учатся на предприятии, одну – в профессиональной школе.
Особенности обучения
Главная задача дуального образования – научить человека компетентно действовать в рамках своей профессии. Речь не только о технических знаниях, но и о социальных навыках: умении работать в команде, самостоятельности действий, дисциплине, работоспособности, ответственности.
Современная концепция профессионального образования в Германии – концепция учебных моделей – предполагает отсутствие обычных учебных предметов – физики, математики и т.д. В рамках этой концепции все предметы, даже иностранный язык, в обучении интегрируются. Концентрация – на конкретных технических действиях. Вот, например, учебная ситуация модуля, связанного с диагностикой и ремонтом систем комфорта и безопасности: “У господина Ш. возникли проблемы с его автомобилем, срок использования которого составляет три года. Из-за плохой погоды он с августа не включал кондиционер. Теперь кондиционер не охлаждает. После его включения в салоне автомобиля чувствуется спертый запах. Кроме того, под запаркованным автомобилем обнаружена лужа воды”. Для решения этой задачи учащиеся объединяются в проектные группы – 5-6 человек. Необходимые теоретические знания они получают в образовательном центре. После недели теории идут на производство, где решают ту же задачу.
По закону рамочные планы обучения для предприятия и учреждения должны быть совмещены. На практике, как нам рассказали, это удается не всегда – легче согласовывать планы с большими предприятиями, сложнее – с малыми или узкоспециализированными, где нужной профессиональной ситуации в нужное время может не возникнуть. Но и тут все продумано. Для того чтобы ученики могли освоить все возможные техники, были созданы специальные центры.
Один из них – Центр профобразования в области строительства – мы посетили во Франкфурте-на-Одере.
Что показалось интересным: Центр профобразования не финансируется государством (в отличие от профессиональных школ), он должен найти финансирование самостоятельно. И большую часть средств он получает от строительных предприятий, которые “скидываются” в кассу “социального строительства” – фонд финансирования социальных нужд отрасли. Все предприятия без исключения отчисляют в него 8% всех своих расходов на рабочих. Компании, которые заключают контракт с учеником, получают из этой кассы возмещение части своих расходов на его обучение. Социальная касса – единая для всех предприятий строительства страны, которые перечисляют в нее взносы независимо от того, берут они учеников или нет. К такому решению пришли работодатели вместе с профсоюзами (то есть это не решение государства). Кстати, из 1800 строительных предприятий Берлинской земли ведут обучение и получают финансовую поддержку только 200. Но каждое из 1800 имеет моральное право принять на работу специалиста, подготовленного коллегами.
Учеба в Центре профобразования заканчивается двумя экзаменами: один – перед представителями Промышленной или Ремесленной палаты, второй, теоретический, – в профшколе. В зависимости от результата экзамена выпускники получают статус либо простого рабочего, либо мастера. Мастер может открыть свою фирму или даже обучать других.
Российские опыты
Надо заметить, что Германия охотно и активно передает свой опыт организации дуального образования другим странам, в том числе и России. Действует Российско-германская рабочая группа по профессиональному образованию, реализуется совместный российско-германский проект по подготовке рабочих кадров на основе дуальной системы.
В ходе встреч российских профессионалов с немецкими коллегами не раз подчеркивалось, что опыт дуального образования – замечательный, но в чистом виде перенести такую сложную систему в условия другой страны нереально. Однако внедрение даже отдельных элементов может помочь решить многие кадровые проблемы.
В 2013 году в нашей стране стартовал системный проект Агентства стратегических инициатив “Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования”. Апробация модели дуального обучения сейчас ведется на базе 10 пилотных субъектов РФ. В реализации этого проекта принимают участие 77 предприятий и 76 учебных заведений.
Одним из таких регионов стал Красноярский край, где модель дуального обучения отрабатывают совместно ведущие предприятия машиностроительного комплекса и образовательные учреждения края. Как рассказал проректор по учебной работе Сибирского федерального университета Максим Румянцев, в проекте АСИ в крае участвуют ОАО “Красноярский машиностроительный завод”, ОАО “Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф.Решетнева”, ОАО “Научно-производственное предприятие “Радиосвязь”. Из образовательных учреждений – Сибирский федеральный университет и Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф.Решетнева и другие.
Тамбовская область в проекте АСИ не участвует, но тут реализуется свой проект “Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования в Тамбовской области”. По словам Ирины Файзулиной, начальника отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области, в нем принимают участие 10 образовательных организаций области. Заинтересованность в проекте проявили региональные объединения работодателей и многие предприятия области, в том числе имеющие выход на международные рынки.
А Ханнелоре Кресс, которая в Федеральном институте профобразования Германии курирует вопросы профобразования в России, высоко оценила усилия своих российских коллег по продвижению дуальной модели обучения в нашей стране: “Вы в России делаете такую большую работу, что вас надо брать с собой и показывать в других странах – там много говорят, но не делают”.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото автора

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН В ФОРМАТЕ PDF 

 

Нет комментариев