Зона доступа. Как наладить подписку на международные журналы.

Недавняя история с прекращением доступа российских подписчиков к журналам издательства Springer всколыхнула научную общественность. И хотя масштаб бедствия не так уж велик — издательство представляет в России примерно 10% рынка зарубежной научной периодики, — сама ситуация с подпиской заслуживает того, чтобы в ней разобраться.
Так уж исторически сложилось, что, когда в начале 1990-х система снабжения ученых современной научной литературой, в том числе зарубежными научными журналами, оказалась разрушена, на помощь исследователям пришел Российский фонд фундаментальных исследований. В 1997 году в РФФИ была запущена специальная программа, направленная на информационную поддержку российских ученых.
В 2005 году аналогичную деятельность — в рамках федеральных целевых программ — начало осуществлять Министерство образования и науки. Средства из обоих названных источников поступали довольно значительные. Так, для подписки на 2015 год по линии РФФИ грантодержателям (это около 400 организаций) было выделено свыше 577 млн рублей. Минобрнауки со своей стороны перечислило Государственной публичной научно-технической библиотеке 380 млн рублей для подписки на ведущие мировые журналы 150 научных организаций и вузов. По оценкам Александра Кузнецова, исполнительного директора Некоммерческого партнерства “Национальный электронно-информационный консорциум” (НЭИКОН), которое является одним из ведущих операторов зарубежной научной подписки для российских организаций, сопоставимый суммарный бюджет (сотни миллионов рублей) тратят и “индивидуальные” подписчики — те же российские НИИ и университеты.
А недавно и Федеральное агентство научных организаций объявило о готовности сформировать систему информационного обеспечения научных организаций, задача которой, как говорится в официальном сообщении пресс-службы ФАНО, — создать благоприятные условия для исследователей и повысить эффективность науки в целом. В 2015 году планируется организовать доступ к зарубежным статьям реферативной базы Scopus для 100 научных организаций и доступ к журналам и книгам для 200 научных организаций, для чего выделить центральным академическим библиотекам дополнительно 260 млн рублей, из них 60 млн — на отечественную и зарубежную подписку.
Таким образом, денег на научную подписку в стране выделяется немало. Как же получается, что средства есть, а доступ к периодике обеспечивается с перебоями?
Было бы странно ожидать, что в условиях санкций и прошлогоднего провала курса рубля проблемы не коснутся “валютоемкой” подписки. И хотя РФФИ начал переводить деньги победившим в конкурсе институтам еще в августе 2014 года, окончательно аккумулировать средства на счету
НЭИКОН, который и рассчитывается с зарубежными издательствами, удалось только в декабре — как раз в тот момент, когда рубль подешевел практически вдвое. В результате денег РФФИ институтам-грантодержателям хватало лишь на полугодовую подписку-2015.
Ситуация с изданиями Springer, впрочем, выбивается из общего ряда. Доступ к ним оплачивался по особой схеме. Несколько лет назад, когда после некоторого перерыва, связанного с 30-процентным повышением цен и одновременным сокращением спектра предоставляемых издательством услуг, РФФИ все же возобновил подписку на Springer, выделенные средства издательство засчитало не в счет оплаты будущего года, а в счет текущей годовой подписки.
— Это издательство считает не по месяцам, а по контенту. Если даже вы подписались в сентябре, то читаете весь контент — все, что было выпущено с 1 января текущего года. Таким образом, если в конце 2014 года всем издательствам мы перечислили средства грантополучателей РФФИ на продолжение подписки в 2015 году, то со Springer рассчитывались за 2014-й, — поясняет Александр Кузнецов.
Сегодня размер пресловутой задолженности перед издательством составляет, по оценкам Springer, около 890 тысяч евро. При этом на протяжении четырех месяцев 2015 года доступ российским организациям к его изданиям был открыт.
— Все это время мы вели с издательством переговоры. У нас 362 организации подписаны на его журналы, это значительная цифра, — продолжает Александр Кузнецов. — Мы предлагали как-то пересмотреть сумму, может быть, немного убавить контент, потому что он не весь востребован, в общем, как-то сэкономить, но Springer занял непримиримую позицию: “Вы нам должны, платите!”.
Не слишком понятна и ситуация с другими восемью издателями, доступ к электронным информационным ресурсам которых в 2015 году одобрен РФФИ. Это Wiley, Elsevier, American Physical Society, Royal Society of Chemistry, American Mathematical Society, Thomson Reuters (Web of Science), Cambridge Crystallography DB, SciFinder (Chemical Abstracts Service).
С тремя из них (Royal Society of Chemistry, Elsevier, Thomson Reuters) НЭИКОН продолжает переговоры об “оптимизации”, с остальными работает в том же направлении другой оператор — “Академинторг”. Результат этих переговоров пока неочевиден.
Более спокойная ситуация с подпиской по линии Минобрнауки. В интервью “Российской газете” директор Департамента науки и технологий Сергей Салихов отметил: “На этот год никаких сокращений подписки не предвидится, так как у нас был заключен долгосрочный контракт, и Минобрнауки изменение курса рубля не затронуло. Что касается последующих годов, то планируем провести анализ, какие журналы востребованы, какие нет. По итогам такой инвентаризации будем оптимизировать планы подписки на научные издания”.
Если говорить об “индивидуальных” подписчиках, то в каждом конкретном случае НЭИКОН, по словам Александра Кузнецова, старается найти пути решения проблем.
И все же: можно ли было как-то предупредить сложившуюся ситуацию и как не допустить ее вновь? Как выяснилось, участники процесса имеют свои вполне конкретные предложения по этому поводу.
На заседании Совета РФФИ еще в декабре прошлого года был утвержден отчет Правительству РФ о деятельности фонда, в котором о назревающих проблемах говорилось буквально следующее:
“В 2014 году РФФИ заблаговременно выделил грантодержателям на подписку 2015 года 577 586 732 рублей, что на момент перечисления было эквивалентно 11 750 тысячам долларов США. Эти средства после проведения необходимых конкурсов были перечислены посредникам, представляющим интересы иностранных издательств в России. Однако после проведенной в начале января 2015 года конвертации оказалось, что средств в иностранной валюте хватает только на полугодовую подписку. Поэтому во втором полугодии 2015 года доступ к большинству информационных ресурсов будет значительно сокращен или прекращен вовсе.
Введенный с января 2015 года запрет на полную предоплату услуг не позволит нашим грантополучателям доплатить за доступ к ресурсам за будущий период даже при наличии средств…
Учитывая изложенное, а также тот факт, что помимо РФФИ организацией доступа к иностранным информационным ресурсам занимаются ГПНТБ и ряд других государственных и частных организаций и предприятий, эффективным решением вопроса о доступе российских научных организаций к зарубежным информационным ресурсам была бы национальная подписка, осуществляемая в масштабах страны уполномоченным государственным институтом. Это позволило бы сохранить и расширить доступ российских научных и образовательных организаций к международной научной информации и полностью избежать дублирования приобретаемых ресурсов”.
Глава НЭИКОН также полагает, что проблему решили бы “скоординированность действий со стороны государства и, как следствие, возможность принимать гибкие решения, а еще добрая воля издателей и их желание договориться”.
Определенные шаги в этих направлениях уже предпринимаются. Вопросы координации деятельности по информационному обеспечению российских ученых прорабатываются межведомственной рабочей группой в Совете при Президенте РФ по науке и образованию. РФФИ, со своей стороны, в эти дни продолжает переговоры со Springer и другими крупнейшими издательствами.

Светлана Беляева

Нет комментариев