Русское меню для осетра. Новые виды кормов обеспечат подъем рыбного хозяйства страны.

Чем, кроме всего прочего, хороша рыба, которая растет в естественных условиях? Тем, что прокорм, столько и какой нужен, находит сама. А той, что разводится в рыбных хозяйствах, все надо поднести на блюдечке. Понятно, что попало, туда не положишь. Ученые постоянно бьются над тем, чтобы создать наиболее оптимальные виды кормов для обитателей искусственных водоемов. Свой поиск в этом направлении ведет доцент кафедры “Кормление, зоогигиена и аквакультура” Юлия ГУСЕВА из Саратовского государственного университета им. Н.И.Вавилова. Какие задачи позволит решить исследование, поддержанное грантом Президента РФ для молодых кандидатов наук?

— В последние годы объем промысла ценных пищевых видов рыб заметно сократился, — рассказывает Юлия Анатольевна. — Восстановить его можно только благодаря аквакультуре — искусственному разведению и выращиванию водных организмов. В России начинают активно работать в этой области. Производственными мощностями служат бассейны, садки, системы замкнутого водоснабжения разной конфигурации и емкости. Все это сулит большое будущее отечественному рыбоводству.
На нашей кафедре проектируют установки замкнутого водоснабжения и садковые системы. Они предназначены не только для таких рыб, как карп и другие растительноядные виды, которые считаются социально востребованными, но и для более ценных — лососевых и осетровых, а также новых объектов разведения в аквакультуре — канального сома и тиляпии.
При экстенсивной форме рыбоводства естественная кормовая база, как правило, полностью удовлетворяет пищевые потребности рыбы как по качеству, так и по количеству. А с ростом уровня интенсификации производства и увеличением числа особей на единицу площади еды для полноценного развития рыб уже не хватает. Возникает потребность в дополнительном подкармливании. Для этого существуют и продолжают разрабатываться специальные комбикорма. Их применение — главное средство создания устойчивой и гарантированной кормовой базы для обитателей водоемов при большой плотности их размещения. В таких условиях важно использовать биологически активные вещества — они повышают питательную ценность рациона и уровень продуктивности рыб.
В индустриальных хозяйствах выращивание рыбы базируется в основном на интенсивном кормлении. Но насколько сбалансированы комбикорма по основным элементам питания, полностью ли они отвечают физиологическим потребностям рыб? В частности, по оптимальным уровням белка, жира, калорий.
Если говорить о белках, то надо помнить, что, попадая в пищеварительный тракт, они не усваиваются в неизмененном виде, а вначале расщепляются до аминокислот, из которых в клетках синтезируются необходимые для них белки. Аминокислоты, в свою очередь, делятся на заменимые и незаменимые. Заменимые синтезируются в достаточном количестве в организме рыб (если, конечно, питание сбалансировано). А незаменимые не синтезируются и должны поступать с кормом. Для этого надо, чтобы в нем был полноценный белок, то есть белок, содержащий незаменимые аминокислоты. Их недостаток тормозит рост рыб, мешает усвоению ими пищи, негативно отражается на их аппетите и жизнестойкости. Более того, дефицит некоторых аминокислот вызывает патологические отклонения.
— В чем особенности кормов, используемых в аквакультурах?
— У рыб высокая потребность в белке, намного выше, чем у животных и птиц. Поэтому высококачественные комбикорма для ценных видов рыб содержат до 60% рыбной муки. Это достаточно дорогой продукт, и ввоз его в нашу страну сейчас ограничен из-за экономических санкций. Важно найти другой источник белка, желательно растительного происхождения.
Однако в растительных продуктах, как правило, низкая концентрация белка. В кормах животного происхождения общее его содержание достаточно велико, но они не сбалансированы по аминокислотному составу. Ситуацию может спасти гидролизат соевого белка как дополнительный источник аминокислот. Обогащение им комбикормов для рыб — актуальное и перспективное направление в развитии аквакультуры России. Но оно требует совершенствования научно-обоснованной технологической базы.
Гидролизат соевого белка — качественная белковая кормовая добавка, эффективный стимулятор процессов роста и обмена веществ. В продукте, представляющем собой смесь из 20-30% свободных аминокислот и 70-80% низших пептидов, практически нет сахаров, липидов, микроэлементов. Основное его преимущество — способность увеличивать у животных и птиц содержание общего белка, то есть суммарной концентрации белков, находящихся в сыворотке крови. В организме общий белок участвует в свертывании крови, в иммунных реакциях, поддерживает рН-баланс крови — ее кислотно-щелочное равновесие, осуществляет транспортную функцию (перенос жиров, билирубина, стероидных гормонов в ткани и органы).
Однако до сих пор не было комплексного изучения эффективности гидролизата соевого белка при кормлении рыб. Есть отдельные научные работы (их очень мало), которые отмечают положительное влияние соевого белка на рост и развитие этих обитателей искусственных водоемов. Необходимы новые исследования по определению состава питательных веществ для различных видов рыб, точной рецептуры корма, изучение влияния этих веществ на химический состав мышечной ткани рыбы и ее товарные качества.
Мы тесно сотрудничаем с научно-производственной фирмой “Абио” из г. Пущино Московской области, которая разработала и уже начала серийное производство кормовой добавки “Абиопептид” на основе гидролизата соевого белка.
— Что уже сделано в этом направлении?
— В научно-исследовательской лаборатории “Технологии кормления и выращивания рыбы” нашего университета мы впервые исследовали влияние гидролизата соевого белка на продуктивность осетровых рыб в аквариумных установках. Проводили производственные испытания в садках при естественном температурном режиме и в установке замкнутого водоснабжения, определили оптимальную норму скармливания гидролизата соевого белка ленскому осетру, выращиваемому в таких условиях.
Эти работы подтвердили высокую эффективность гидролизата. Его использование положительно влияет на продуктивность, химический и аминокислотный состав мышечной ткани, а также на экономические показатели рыбоводных хозяйств. Например, при выращивании ленского осетра в садках удается на каждом килограмме его прироста сэкономить 70 граммов кормов. В результате продуктивность осетров повысилась на 13%, рентабельность производства — на 8,9%. У рыб более интенсивно протекали обменные процессы, что подтверждается увеличением содержания общего белка в мышечной ткани на 17,4%.
По данным, полученным при выращивании ленского осетра в установках замкнутого водоснабжения, можно сделать вывод, что использование гидролизата соевого белка увеличивает темпы прибавления массы рыбы на 7% и на килограмме ее прироста экономится 30 граммов корма. У осетра, получавшего гидролизат соевого белка, на две недели сокращается период достижения товарной массы, что повышает рентабельность предприятия на 3,48%.
Мы планируем расширить видовой состав исследуемых рыб. В этом году начали эксперименты с радужной форелью. Проанализируем действие гидролизата соевого белка на ее физиологическое состояние и обмен веществ при выращивании в индустриальных условиях. Надеюсь, нам удастся углубить и расширить знания об аминокислотном питании рыб и подтвердить результаты о положительном влиянии гидролизата соевого белка на продуктивность рыбы и качество рыбной продукции.

Фотоснимки