В движении к престижу. Вузы СНГ осваиваются в глобальных рейтингах.

Университеты стран СНГ начали свое продвижение по шкале мирового ранжирования не так давно, но, тем не менее, уже достигли на этом пути определенных успехов. Подтверждение тому — кратное увеличение числа российских вузов в QS World University Rankings by Subject в 2015 году (с 2 до 10) и вхождение в него новых представителей, включая участников Проекта 5-100, направленного на повышение международной конкурентоспособности университетов РФ.
Серьезную работу в этой сфере ведут и наши соседи по СНГ.
Уверенно продвигает свой бренд в мировом образовательном пространстве Белорусский государственный университет (БГУ). По последним данным авторитетного европейского рейтинга Webometrics Ranking of World Universities, в течение шести месяцев БГУ поднялся на 61 ступеньку и вошел в тройку лучших университетов СНГ, уступив только МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ. С февраля 2015 года ведущий вуз Белоруссии занимает 612-е место среди 22 тысяч университетов, участвующих в исследованиях агентства Webometrics. О том, что способствует продвижению БГУ в международных рейтингах, рассказал ректор университета академик Сергей АБЛАМЕЙКО.
Имидж вуза — имидж страны
Для любого университета сегодня крайне важно достойно выглядеть на международной образовательной арене, не потеряться в сравнении с другими высшими учебными заведениями. Но надо понимать, что эти сравнения бывают разными.
Наиболее авторитетными являются рейтинги газеты The Times в Приложении по высшему образованию (THE), Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета Цзяо Тун (SJTU) и британский рейтинг QS WUR. Эти системы оценивают только “высшую лигу” университетов, данные по каждому вузу обрабатываются вручную.
БГУ вошел в QS в 2011 году в группу 501–550 (рейтинг анализирует 800 университетов) и с тех пор присутствует там ежегодно. В 2015 году мы впервые разместились в группе 491–500.
Хочу заметить, что критерии, используемые в рейтингах, подчас весьма специфичны — некоторые из них не универсальны, то есть не ко всем вузам применимы. Например, число выпущенных нобелевских лауреатов или мнение международного научного сообщества. Получается, что из более чем 30 тысяч ныне существующих университетов анализируются далеко не все, “за бортом” остается около 98%.
В появившемся в 2004 году испанском рейтинге Webometrics Ranking of World Universities вузы оцениваются по вебометрическим параметрам, и здесь критерии понятны и прозрачны: влияние на общество (цитирование сайта), присутствие (количество страниц сайта), открытость (количество файлов по данным поисковой системы Google Scholar) и качество публикаций (количество публикаций сотрудниками университета по данным Scopus). Добавлю, что к своей 612-й позиции в этом рейтинге БГУ за пять лет поднялся с 1916-го места.
Приятно отметить, что наш вуз значится в тройке лучших университетов стран СНГ. Это показали и российские рейтинги “Интерфакс” и “Эксперт-РА”, и по последней версии агентства Webometrics Ranking of World Universities, мы на третьем месте после МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ. А по параметру “открытость” (доступность на сайте учебных и научных материалов) в общем 22-тысячном списке БГУ расположился на 38-й строчке, и эта позиция всего в паре шагов от Гарвардского и Стэнфордского университетов, а также Массачусетского технологического института. Согласно двум независимым шкалам оценок (QS и Webometrics), мы вошли в “высшую лигу” и в 2% лучших университетов мира.
Впечатляют показатели БГУ и в рейтингах по отдельным дисциплинам. Например, в номинации “Алгоритмическое программирование” рейтинга онлайнового проект-организатора соревнований по программированию TopCoder (США) в течение нескольких лет БГУ находится в пятерке лучших вузов мира, обходя Варшавский, Шанхайский, Пекинский и Стэнфордский университеты. В итоговом зачете программисты из разных вузов Белоруссии обеспечили нашей стране шестую позицию в рейтинге TopCoder. Пять лет назад Белоруссия стояла на 12-м месте, а БГУ — на 17-м.
Все же хочу подчеркнуть: экспертные оценки часто бывают спорными. Да, научная работа профессорско-педагогического состава университета количественно и качественно отражена в публикациях, но образовательную деятельность измерить практически невозможно.
Ширим интеграцию
Фактор изменения рейтинговых показателей, без сомнения, привлек внимание иностранных студентов к нашему вузу. Говоря о приоритетах при выборе БГУ, иностранные студенты также называют качество, доступность образования и благоприятные условия пребывания в Белоруссии. Кроме того, интерес абитуриентов из России, Казахстана и других стран к нашим вузам возрос после того, как два года назад Министерство образования республики разрешило гражданам стран ЕврАзЭС поступать в белорусские университеты без предоставления сертификатов по централизованному тестированию.
За последние семь лет количество иностранных студентов в БГУ выросло вдвое. Сегодня здесь обучаются около 2,5 тысячи иностранцев из 50 стран мира, в том числе из СНГ — 50%, Азии — 41,8%, Африки — 1%, Европы — 4%, Северной и Южной Америки — 0,3%. СНГ представлен студентами из России, Туркмении, Казахстана и Таджикистана. Большинство учащихся из Азии — китайцы, есть также и вьетнамские, корейские, турецкие, иракские и иранские граждане.
У нас обучаются 300 россиян, каждый пятый — на бюджетном отделении. Чаще всего они едут из регионов, где есть белорусская диаспора, — из Смоленска, Москвы, Мурманска, из Сибири, Ставропольского и Краснодарского краев. Преподавание ведется на русском языке, что не в последнюю очередь привлекает многих студентов. Поверьте, и в Белоруссии немало желающих получить образование на русском.
Ориентируясь на интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, БГУ подписал более 400 соглашений о сотрудничестве с организациями 60 стран. Экспорт образовательной и научной деятельности университета в 2013 и 2014 годах находится в пределах 9,5 млн долларов США, за последние шесть лет он практически удвоился.
Не секрет, что “раскрученность”, как говорят в молодежной среде, учебного заведения в мире повышается за счет активной студенческой и преподавательской мобильности, Наиболее тесно БГУ взаимодействует со странами СНГ и Европы, а партнерские связи с университетами Ближнего Востока, Северной Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона позволяют развивать академические обмены студентами-востоковедами, изучающими арабский, китайский и японский языки. Наш вуз принимает участие в работе свыше 20 международных ассоциаций и сетей, включая Европейскую и Евразийскую ассоциацию университетов, Университетскую сеть Центрально-Европейской инициативы (CEIUniNet), Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Университетскую сеть региона Балтийского моря (BSRUN), Сеть международных центров релятивистской астрофизики (ICRANet) и другие. Недавно БГУ присоединился к Европейской академической сети “Cотрудничество для высшего образования в области радиологической и ядерной инженерии” (CHERNE). За пять последних лет количество международных проектов с участием БГУ увеличилось в 2 раза.
Межвузовское взаимодействие в рамках государств — участников Таможенного союза осуществляется в разном формате: заключены около 100 соглашений о сотрудничестве с образовательными и научными учреждениями РФ, порядка 20 — Казахстана. БГУ успешно участвует в проекте “Сетевой университет СНГ”.
По требованию времени
Научная деятельность — один из главных критериев оценки глобальных рейтингов вузов, и, как правило, степень ее активности измеряется количеством опубликованных научных статей и их цитированием в журналах международного уровня. К слову, в 2014 году впервые престижной премией Scopus Award наградили 10 белорусских ученых, шесть из них — научные сотрудники БГУ.
Развивая науку в соответствии с требованиями времени, мы, в частности, оптимизируем связи с практико-ориентированными институтами Национальной академии наук Беларуси, перенимаем опыт их работы “на практику”.
Научная деятельность в БГУ неразрывно связана с образовательным процессом.
Исследования в БГУ ведутся на всех факультетах и общеуниверситетских кафедрах. Значительная часть этой деятельности сосредоточена в НИИ и центрах университетского комплекса. Будучи головной организацией-исполнителем в госпрограммах научных исследований и государственных научно-технических программах, БГУ участвует и в многочисленных межгосударственных, отдельных научно-технических и инновационных проектах. Всего в университете реализуется порядка 300 заданий по госпрограммам. Из более чем 300 разработок, созданных учеными БГУ, 100 с лишним ежегодно используются в народном хозяйстве и более 200 — в учебном процессе.
В сфере нашей международной научной деятельности показательно партнерство с Россией и Казахстаном. В области космических исследований развивается сотрудничество физиков БГУ и ОАО РКК “Энергия” (г. Королев, Московская обл.). Разработанные в БГУ фотоспектральная система и научная аппаратура ФОТОН-ГАММА работают на Международной космической станции и в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Все российские экипажи проводят в космосе эксперименты с использованием белорусских оптических систем, а ученые БГУ вместе с коллегами из РФ обрабатывают полученную с МКС информацию.
В рамках общей программы Союзного государства ученые НИИ физико-химических проблем БГУ и московское ОАО “Центральная компания Межгосударственной промышленно-финансовой группы “Формаш”” выполняют совместные работы в области создания новых композиционных материалов. Речь идет о производстве самозатухающего целлюлозного волокна и твердого топлива из отходов гидролизного лигнина и нефтепродуктов.
Наука управлять
Непросто конкурировать с университетами первой сотни международных рейтингов, чей бюджет насчитывает порядка 10 млрд долларов. Бюджет нашего вуза немногим более 100 млн долларов, 60% годового дохода — государственные средства. Остальное зарабатываем сами, источники “приработка” разнообразны: от платных образовательных услуг до выпуска всевозможной продукции.
Тем не менее можно, приложив усилия в определенном направлении, подняться на несколько пунктов в том или ином рейтинге. У нас работает группа специалистов, занимающихся продвижением БГУ в интернет-пространстве. Их деятельность включает аспекты, способствующие росту авторитета вуза: публикация научных работ, разработка дистанционных образовательных курсов, презентация учебных программ, электронное портфолио преподавателей и т.д.
Изучив “дорожные карты” российских университетов, участвующих в Проекте 5-100, мы заметили, что интересные идеи многих вузов требуют значительного финансирования, предоставляемого этой программой. В БГУ такая “дорожная карта” составляется ежегодно, но в рамках нашего собственного бюджета, без дополнительных государственных инвестиций. Поэтому мы считаем, что в принципе попасть в международные рейтинги можно с помощью грамотного управления, но дальнейшее продвижение к 100 лучшим университетам мира невозможно без серьезных финансовых средств.
Важно понимать, что западные рейтинговые программы и критерии выстроены, в первую очередь, под свои университеты. Уверен, что системы международного ранжирования не изменятся хотя бы потому, что никто не заинтересован в том, чтобы допустить наши вузы на первые позиции. Университетам стран СНГ необходимо активнее взаимодействовать в совместных программах для продвижения каждого вуза.
Нам никто не мешает разработать свой альтернативный вариант анализа вузов мира с учетом особенностей систем образования и подготовки специалистов, отличных от англо-саксонской. К слову, такие попытки уже были, и хорошо бы их возобновить. Россия вполне сильна и состоятельна, чтобы под ее эгидой такой проект был осуществлен.

Подготовила
Татьяна Возовикова
Фото предоставлено
пресс-службой БГУ

Нет комментариев