Паровозу — красный свет. Гранты Российского научного фонда — только достойным

Состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, посвященное первым итогам реализации ФЗ “О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в практической деятельности фонда в 2014 году. Председатель комитета академик Валерий Черешнев отметил, что за минувший год фонд не только успешно прошел период собственной организации, но и провел первые конкурсы и органично вписался в жизнь научного сообщества страны.

В своем докладе генеральный директор фонда Александр Хлунов рассказал депутатам о научных, организационных, этических принципах, заложенных в основу работы фонда, о принципах работы экспертных советов, о создании механизмов, призванных дать объективную и беспристрастную оценку заявок и результатов проектов. Он считает, что организационно-правовая форма РНФ как негосударственной структуры существенно облегчила деятельность по обеспечению грантовой поддержки российской науки.
За прошедший год были выпущены все необходимые нормативно-правовые документы для проведения конкурсного отбора научных и научно-технических программ и проектов. Сформированы принципы и критерии отбора научных приоритетов, разработана Программа деятельности РНФ на 2015-2017 годы, положения об экспертных советах, порядок, правила и конкурсного отбора, и проведения экспертизы научных, научно-технических программ и проектов. Они и стали краеугольным камнем грантовой системы РНФ. На первых порах по предложению научных организаций, общественности некоторые правовые нормы претерпели определенные изменения, решения по которым принимал Попечительский совет фонда. Были сложности и с корпусом экспертов, но помогли РФФИ и РГНФ — “наши старшие партнеры”, как не единожды называл их глава РНФ, передавшие базу данных на 2000 и 600 экспертов соответственно, помогла и Российская академия наук.
Чем отличается РНФ от других фондов?
“Мы практически впервые в заявке на грант ввели принцип репутации — требования к руководителям и участникам проекта”, — сказал А.Хлунов. Пока, считает он, квалификационный барьер необходим. Жестко регламентируется также принцип привлечения молодых ученых. Следующая новация — требования к результатам проекта. За это фонд подвергся критике — говорили, что Эйнштейн никогда бы не выиграл грант РНФ. Но в целом для работы системы введение этого критерия на данном этапе оказалось очень важным — создалась определенная профессиональная атмосфера, появилась планка прохождения экспертизы. Во многих ведущих институтах РАН, отметил руководитель фонда, квалификационный уровень повысился на 15%.
Еще один принцип фонда — информационная открытость. На сайте публикуются не только заявки победителя, но и краткие версии отчетов. Некоторые даже посчитали эту открытость чрезмерной, но А.Хлунов не согласен с ними, он считает, что налогоплательщик имеет право знать, куда пошли его деньги. Другой отличительный момент — руководитель проекта имеет право получить все экспертные заключения. Замечания по проведенной экспертизе не остаются без внимания, и по итогам 2014 года экспертный совет решил отказаться от услуг более 140 экспертов.
Какие критерии конкурсного отбора? Основных — пять, но наибольший вес имеет научный уровень руководителя и обоснованность проекта. Порядок экспертизы открыт, и каждый может с ним ознакомиться. Экспертный совет базируется в девяти секциях — по отраслям знаний (“Поиск” не раз рассказывал об экспертизе, более подробно — в №19-20. — С.К.). По статистике за 2014 год жалоб на экспертизу — 0,3%. Фонд старается не прибегать к услугам в качестве экспертов лиц, занимающих высокие административные должности. Возникла и проблема, как ее назвали, “научных паровозов”, когда один руководитель фигурирует в 4-5 заявках, причем в базовых отраслях знаний. Ввели ограничение: один грант он может получить как руководитель проекта и второй — как участник, не более.
Первый конкурс Александр Хлунов считает не совсем “рабочим” — получили 12 700
заявок, отобрали всего 875, поскольку высокая квалификационная планка для многих заявителей еще была непривычной. Порадовало, что проекты в области науки о жизни, биологии, медицины, сельского хозяйства составили уже более 30% от общего количества. В 2015 году подход к конкурсам станет более жестким, в частности будет увеличено число отчетов, подлежащих экспертизе. Должны быть определены принципы, по которым будут приниматься решения, продлевать проект или нет.
Парламентариев интересовала возможность применить в деятельности фонда инструменты государственно-частного партнерства. Некоторые нормы для этого заложены в Законе о РНФ, сказал А.Хлунов, но в первый год было трудно использовать все возможности, которые предоставило фонду законодательство. А вот ввязываться в какие-либо рискованные вещи, связанные с коммерцией, фонду категорически противопоказано, его главная задача — поддержка ученых.
Парламентарии приняли к сведению сообщение генерального директора РНФ и в целом одобрили работу фонда. По итогам обсуждения принято также решение рекомендовать правительству при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и плановый период выделить наиболее эффективные институты поддержки фундаментальных и поисковых исследований, финансирование которых должно осуществляться в приоритетном порядке.

Светлана КРЫМОВА

Фото Николая СТЕПАНЕНКОВ

Нет комментариев