Деньги и отдача. Анализ эффективности инвестиций в высшую школу России по публикациям

За последние 25 лет произошли огромные изменения в ландшафте мировой науки, последовавшие за распадом СССР, окончанием холодной войны и стремительным ростом экономики стран Азиатско-Тихоокеaнского региона. Как известно, имеется косвенная связь между инвестициями в научные исследования (R&D) и производством научного знания, измеряемого числом опубликованных работ и их цитируемостью. Напомним, что Китай с 1990 года ежегодно увеличивал темпы роста ассигнований на науку со скоростью 16% в год, и эти вложения составили в 2013 году 1,7% ВВП Китая. В 2011 году доля затрат (31,8%) на R&D Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Китай, была сопоставима с аналогичной долей затрат (32,2%) Северной Америки и была значительно больше, чем доля затрат на R&D всех стран Европы (www.nsf.gov).

Китай, занимающий второе место в мире по количеству публикаций (246 793 статьи в 2014 году), индексированных Web of Science Core Collection (WoS CC, Thomson Reuters), вытеснил с этого места Японию в 2006 году и с тех пор его прочно удерживает. Если в 2006 году доля Китая в мировом потоке публикаций составляла 8,6%, то в 2014-м — уже 16,8%! Одновременно уменьшилась и доля США — с 31,7 % в 2006 году до 26,7% в 2014-м.
На рис. 1. представлены сведения о доле стран Большой семерки и БРИК в 2014 году, по данным аналитической БД InCites, принадлежащей компании Thomson Reuters (TR). В этом аналитическом инструменте учитываются только статьи, обзоры и заметки.
В современном постиндустриальном мире все экономически развитые страны имеют национальные приоритеты при выборе стратегических направлений фундаментальных исследований. В информационной платформе WoS CC все публикации классифицированы по 251 предметной категории (ПК), которые в аналитической БД Essential Science Indicators (ESI) объединены в 22 ПК, представляющие собой более широкие направления исследований. Аналитический инструмент InCites позволяет пользователю выбрать распределение публикаций страны, региона или мира по 251 ПК или по 22 ПК. Мы выбрали распределение публикаций России за 2014 год по 22 ПК. Ниже перечислены те направления фундаментальных исследований России, в которых доля публикаций превышает долю России (2,07%) в мировом потоке: физика (7,02%), исследования космоса (7,32%), науки о Земле (5,3%), математика (4,11%), химия (3,65%), материаловедение (2,68%).
Для исключения годичных флуктуаций в значениях научной продуктивности (НП) (количества опубликованных статей) и особенно в цитируемости (как известно, процесс цитируемости — это кумулятивный процесс и зависит от “окна” цитируемости) в библиометрических исследованиях принято сопоставлять статистику по пятилетним периодам. Доля НП России, составлявшая за 2001-2005 годы 2,98% от мирового потока, снизилась до 2,14% за период с 2010 по 2014 год.  Однако за эти два обследуемых периода доля процитированных документов выросла с 42,6 до 51,1%, то есть мы видим положительную тенденцию роста цитируемости. Хотя по доле цитируемости за 2010-2014 годы мы отстаем от мирового потока (67%) и от остальных стран БРИК.
Перемены, происходящие в науке стран бывшего Восточного блока и бывшего СССР, стали объектом многочисленных библиометрических исследований. В конце 2014 года в журнале Nature был опубликован анализ реформ науки в странах бывшего Восточного блока, в котором отмечается рост публикационной активности и наблюдаются тенденции изменения структуры направлений исследований. Реформам в системе науки России также посвящено значительное количество статей в журнале Nature.  В статье, опубликованной в связи с выборами нового президента РАН, известный специалист по европейской науке и науке стран бывшего СССР К.Ширмейер (Q.Schiemeir) (2012 год) отмечал, что “со времен царской России Российская академия наук являлась столпом научного сообщества. Драматическое снижение затрат на науку после развала СССР оставило позади эти дни благополучия, и, хотя в последние годы финансирование РАН несколько увеличилось, доля бюджета академии остается неизменной”.  
Иную картину с точки зрения инвестиций мы наблюдаем в секторе высшей школы (СВШ). 16 марта 2013 года Правительство РФ приняло Постановление №211 “О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №12, ст. 1314). Общая сумма финансирования проекта на 2013-2016 годы составила
44 млрд рублей. В 2014 году объем бюджетных ассигнований, направленный на указанные цели, составил
10,5 млрд рублей (кассовое исполнение 100%), что выше уровня 2013 года на 1,5 млрд рублей. Государственная поддержка предоставлена 14 высшим учебным заведениям. По семи учреждениям размер поддержки составил 600 млн рублей, по четырем — 775 млн. Максимальный размер поддержки в объеме по
950 млн рублей направлен ФГАОУ ВПО “Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”, ФГАОУ ВПО “Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” и ФГАОУ ВПО “Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. Кроме того, в 2014 году на реализацию программ развития ведущих университетов выделены бюджетные ассигнования в объеме
6,9 млрд рублей. Конечной целью проекта является вхождение пяти отечественных университетов в число 100 лучших университетов мира по версии ведущих мировых рейтингов университетов: The Times Higher Education (THE), US News and World Reports, QS ranking, Leiden ranking. Этот проект получил название  “Проект 5-100”.
Как известно, значительную роль в этих рейтингах играют библиометрические показатели, а Лейденский рейтинг построен только на них. Этот рейтинг создается наиболее престижным в мире Центром по оценке показателей науки и техники — CWTS (Centre for Science and Technology Studies).  Известно, что наши вузы если даже и попадают в рейтинги, то занимают там довольно низкие места. Примечательно, что раньше все университеты мира располагались в рейтинге по занимаемым баллам, а теперь вы выбираете регион и смотрите рейтинг университета в регионе. Итак, наш МГУ имеет 46 баллов из 100 и занимает 196-е место в Европе. Стремясь идти навстречу желаниям потребителей рейтингов, их создатели нацелены теперь на создание дисциплинарных рейтингов. В конце дискуссии, профессор П.Воутерс (P.Wouters), директор CWTS (Нидерланды), обратил внимание присутствующих на то, что в России существует многолетняя история фундаментальных исследований, выполняемых в институтах Академии наук, а не в университетах. Он хорошо знаком с отечественной структурой науки, поскольку в CWTS в течение 20 лет существует и постоянно обновляется БД по российской науке, в том числе по научному сотрудничеству Нидерландов и России, на основе совместных публикаций в WoS.
В 2013 году в статье, опубликованной в газете “Поиск”, мы писали о создании в 2006 году 8 федеральных университетов и в 2008 году — 28 национальных исследовательских университетов и об их дополнительном финансировании, а также о программе мегагрантов, введенной в 2010 году с целью выполнения совместных исследований с известными зарубежными учеными для стимулирования научной деятельности в университетах. Начиная с 2010 года гранты Правительства Российской Федерации выделяются в размере до 90 млн рублей (каждый!) на проведение научных исследований в университетах в течение трех лет, с возможным продлением проведения научных исследований на два года.
Проблемы научного сотрудничества на национальном и международном уровнях — актуальные направления исследований в библиометрии. Научное сотрудничество является показателем научных связей между организациями и увеличивает потенциал исследователей для решения сложных проблем, привлекая специалистов с различными навыками и опытом. Яркое свидетельство роста научного сотрудничества — рост количества соавторов статей. По данным отчета Национального научного фонда (ННФ) США “Science and Engineering Indicators” (S&EI–2012), который публикуется каждые два года, в 1990 году среднее число соавторов одной статьи в США составляло 3,2, а в 2010-м это число достигло значения 5,6. Количество соавторов значительно различается в зависимости от дисциплины: самый высокий рост соавторства наблюдался в астрономии (с 3,1 до 13,8), за последние 20 лет произошло удвоение числа соавторов в физике (с 4,5 до 10,1). Значительному ускорению темпов сотрудничества способствовало создание и распространение все более сложных научных приборов. За последние 30 лет было установлено и многократно подтверждено, что научное сотрудничество повышает качество исследования, его импакт и видимость (visuality).
Целью нашего исследования было проследить, как государственные инвестиции в различные программы, направленные в сектор высшей школы (СВШ), сказались за последние пять лет на ее научной продуктивности (НП) и научном сотрудничестве с РАН. Поскольку отечественные фундаментальные исследования по естественным наукам сконцентрированы вокруг областей, называемых “hard science” (физика, химия, материаловедение, математика, науки о Земле), работы по которым ведутся в основном в РАН (без учета вливания в нее других академий), то сведения представлены только по БД Science Citation Index-Expanded (SCI-E). Мы сознательно учитывали все виды публикаций, отражаемых в этой БД.
На рис. 3а представлены данные о тенденциях роста НП РАН, СВШ и научного сотрудничества этих двух секторов научных исследований по БД SCI-E, по которым видно, что кривая НП СВШ и кривая сотрудничества СВШ с РАН располагаются практически эквидистантно.
Эти графики — яркая демонстрация того влияния, которое оказали огромные научные инвестиции на СВШ, и в первую очередь на НП университетов, входящих в Проект 5-100 (об этом подробнее ниже). В 2014 году НП СВШ (17 368 статей) впервые не только достигла уровня НП РАН (17 031 статья), но и опередила ее на 337 статей. Однако доля статей, подготовленных при сотрудничестве с РАН, в 2014 году выросла по сравнению с 2010-м на 8,4% и достигла 39,6%.
Несколько иная картина наблюдается при анализе тенденций публикаций по БД Social Science Citation Index-Expanded (SSCI-E). Приоритетными направлениями РАН, как мы отмечали, являются естественные науки, поэтому здесь доля РАН значительно ниже — и в общем потоке отечественных публикаций, и в сотрудничестве с СВШ. Всего за период с 2010 по 2014 год в этой БД была заиндексирована 5091 публикация, но СВШ продемонстрировал значительный рост. Его доля выросла с 42,3% в 2010 году до 58,6% в 2014-м (рис. 3б).
Этот рост произошел, в основном, за счет большого числа вузов, ведущих исследования по психологии и педагогике и опубликовавших по одной-две статьи. Отметим, что в БД SCI-E индексируются 155 отечественных научных журналов, в БД SSCI — 6, а в БД Art & Humanities Citation Index (A&HCI) —
4 журнала. Аналогичная картина наблюдается при исследовании тенденций отечественных публикаций в области гуманитарных наук и искусств.
Наше исследование показало, что если взять все отечественные публикации по пяти БД, входящих в WoS CC, то есть SCI-E, Social SCI-E, A&HCI и обе версии трудов конференций — Proceedings Citation Index и Proceedings Social CI &AH&CI, то в 2014 году НП СВШ составила 20 600 публикаций, а НП РАН – 18 099 публикаций (поиск был выполнен 13.04.15). При этом доля сотрудничества с РАН увеличилась с 28,5% в 2010 году дo 34,8% в 2014-м (см. рис. 3в).
Все три рисунка (3а — 3в) демонстрируют рост НП СВШ с одновременным ростом научного сотрудничества с институтами РАН. Картина роста научного сотрудничества с институтами РАН — еще более впечатляющая при анализе тенденций НП за 2010-2014 годы 15 университетов, включенных в Проект 5-100. В 2010 году доля научного сотрудничества этих университетов с РАН составила 45,1% НП этих университетов, а в 2014-м эта доля достигла 53,6%. Тенденции роста научного сотрудничества с РАН представлены на рис. 4. Значительно выросло в 2014 году и количество совместных статей, опубликованных в таких престижных зарубежных журналах, как “Physical Review, Ser. B” и “Physical Review, Ser. D”.
Обратите внимание: темпы роста научного сотрудничества с РАН по всем этим вузам превышают темпы роста общей НП этих университетов. Аналогичная картина наблюдается в МГУ им. М.В.Ломоносова (рост НП в 1,1 раза, а совместных статей с РАН в 1,5 раза) и Санкт-Петербургском государственном университете (рост НП в 1,6 раза, а совместных статей с РАН в 2,2 раза). Чемпионом является Высшая школа экономики, у которой НП в 2014 году выросла по сравнению с 2010-м в 8,8 раза, а количество статей, совместно опубликованных с РАН, — в 13 раз (!!!).
Наш анализ свидетельствует о том, что огромные государственные инвестиции в СВШ, сопровождаемые дополнительной оплатой сотрудников университетов, опубликовавших свои работы в журналах WoS, оказали положительное влияние на рост НП. Однако финансируемые по остаточному принципу институты РАН внесли весомый вклад в этот рост публикационной активности и еще более значительный — в темпы роста НП 15 лидирующих университетов Проекта 5-100.

 

Владимир ИВАНОВ,
доктор экономических наук,
заместитель президента РАН;
Валентина МАРКУСОВА,
доктор педагогических наук,
зав. отделением ВИНИТИ РАН;
Леван МИНДЕЛИ,
член-корреспондент РАН,
директор ИПРАН РАН

Нет комментариев