Не дать украсть. РАН подключается к борьбе с финансовыми преступлениями

“Борьба с финансовыми преступлениями в нашей стране напоминает борьбу врачей с лихорадкой Эбола в Африке: вирус мутирует, а мы ничего не делаем для локализации болезни, для того, чтобы оградить систему от финансового заражения”, — так охарактеризовал состояние финансовой безопасности России академик Сергей Глазьев, выступая на посвященном этой проблеме заседании Президиума РАН.

Надо сказать, распространению эпидемии Эболы воспрепятствовать все-таки удалось, а вот как скоро удастся излечить болезни нашей финансовой сферы — вопрос открытый. Ответ на него постарался дать директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин, выступивший перед членами Президиума РАН с сообщением “Система финансовой безопасности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения”.
Юрий Чиханчин отметил, что в современном мире финансы все чаще становятся объектом преступных посягательств и все более широко используются в противоправных целях. В этот “теневой” финансовый оборот вовлечены не только криминальные структуры, коммерческие и некоммерческие организации, но и некоторые государственные органы, прикрывающие криминальный бизнес. Условно все угрозы и риски в этой сфере можно разделить на глобальные и международные, национальные и национально-региональные. Все они касаются нашей страны, подчеркнул докладчик.
Юрий Анатольевич подробно отчитался о работе, проделанной Федеральной службой по финансовому мониторингу. На 1 января 2015 года она охватывала более 120 тысяч финансовых институтов, выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. В 2014 году Росфинмониторингом получено почти 10 миллионов сообщений об операциях сомнительного характера, выявлено и ликвидировано незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд рублей.
В результате мер, предпринятых вместе с ЦБ РФ и другими заинтересованными ведомствами, практически в два раза были сокращены потоки денежных средств, уходящих за рубеж и возвращающихся по сомнительным основаниям, и в 1,5 раза снижен объем теневых операций по обналичиванию средств. Всего было проведено 40 тысяч финансовых расследований, заведено 1,5 тысячи уголовных дел, дополнительно взыскано по налогам и иным платежам 16 млрд рублей.  
Важным этапом формирования системы финансовой безопасности, по мнению Ю.Чиханчина, должны стать разработка и последовательная реализация Концепции финансовой безопасности страны. Первым шагом в ее подготовке станет уже сформулированная программа фундаментальных исследований Президиума РАН “Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса”. Ее координаторами выступают вице-президент РАН академик Талия Хабриева и академик Валерий Макаров. Выполнение научных исследований, предусмотренных академической программой, будет проходить на базе Центрального экономико-математического института РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Не исключается возможность участия в разработке других научных и образовательных организаций.
Программа предполагает разработку и внедрение современных методов социологического и экономико-математического мониторинга и оценки уровня незаконных финансовых операций. В том числе — Целевой вычисляемой модели общего финансового равновесия, направленной на предупреждение финансовых угроз и рисков. Исследование возможности практического применения таких моделей уже ведется в Центральном экономико-математическом институте РАН.
Юрий Чиханчин назвал направления борьбы с финансовыми угрозами и рисками. Одно из главных — предупреждение вывода российских капиталов за пределы Евразийского экономического союза. По данным Банка России, за 2008-2013 годы чистый отток частного капитала достиг 418 млрд долларов. В 2014 году он увеличился почти в 2,5 раза: с 61 до 151,5 млрд долларов.
Необходимо также совершенствовать правовое регулирование предпринимательской деятельности и внедрять жестко контролируемые стандарты ее прозрачности. Сегодня, в частности, нет законодательных решений, касающихся перевода активов в зарубежные трасты. Многие правовые нормы не применимы к иностранным юридическим образованиям. В результате 9 из 10 крупных корпоративных сделок (в том числе и с участием государства) не регулируются российским законодательством! В нем не существует даже понятия “незаконные финансовые операции”, поэтому каждая финансовая операция априори подразумевается законной.
Необходимо, считает Юрий Чиханчин, и принятие дополнительных мер по усилению прозрачности банковского и инвестиционного сегментов экономики. Так, по информации Агентства по страхованию вкладов, в результате проверок, проведенных в первой половине 2014 года, было выявлено более 170 криминальных банкротств банков. Общая сумма хищений составила 800 млрд рублей. Еще более тревожная ситуация сохраняется в сфере инвестиций.
В Институте социально-политических исследований РАН, Институте проблем рынка РАН уже сформированы научно-исследовательские тематические лаборатории по проблемам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Федеральной службе по финансовому мониторингу научно-организационное обеспечение системы финансовой безопасности видится так. РАН обеспечивает научно-консультативные услуги, научно-техническую экспертизу программ и проектов, проводит мониторинги и оценивает результаты деятельности научных организаций в этой сфере. ФАНО участвует в работе сетевого института в сфере ПОД/ФТ, оказывает госуслуги в реализации программ финансовой безопасности, способствует созданию в академических институтах научно-исследовательских лабораторий по соответствующей тематике.
В России есть достаточно много стратегий, концепций, программ укрепления международной, политической, экономической, военной, других сфер безопасности РФ. И ни одна из них не может существовать без финансовой безопасности, подчеркнул Юрий Анатольевич.
Директор Центрального экономико-математического института РАН академик Валерий Макаров продолжил тему основного доклада, рассказав, как его институт занимается компьютерным моделированием финансовых потоков. Он отметил новую тенденцию “окрашивания” денег: теперь не “грязные” деньги отмываются в “чистые”, а, наоборот, “чистые” становятся “грязными”, уходят в тень. По мнению В.Макарова, без компьютерного моделирования невозможно понять механизмы финансовых потоков.
Академик Сергей Глазьев призвал к жесткому контролю за движением капиталов со стороны государства. “Финансовая система России открыта как с точки зрения внешнего воздействия: капиталы гуляют туда-сюда,  так и внутри: любой желающий может в эту систему войти”, — сказал он. Сергей Юрьевич призвал создать такую банковскую систему в стране, в которой от банкиров можно было бы “требовать полной имущественной ответственности”. “Сегодня любой желающий в России может открыть банк и собирать деньги с населения”, — отметил он. Ужесточение требований к собственникам банков должно сопровождаться введением механизмов контроля за тем, как они используют деньги, резюмировал С.Глазьев.
Академик Талия Хабриева сообщила, что идея разработки системы национально-финансовой безопасности на государственном уровне возникла впервые. Это дает возможность интегрировать фундаментальную науку, прикладные исследования и практику.
Отметив, что отток капитала из страны не всегда носит криминальный характер, основной причиной беспорядка в финансовой сфере она назвала “непонятные, непрозрачные и непостоянные” условия для ведения бизнеса. Со словами: “Академия должна это знать!” — Т.Хабриева привела факты: в 2005 году ГД РФ было принято 218 законов, в 2014-м уже 506 законов. Больше половины из них касаются экономики. “Это — постоянные условия турбулентности, в том числе для финансовой сферы, — считает Талия Ярулловна. — Если мы приступаем к разработке какой-то концепции, надо, очевидно, ввести некий мораторий на подобное законотворчество”. Бизнес вырабатывает собственные нормы саморегуляции, а дело государства — выработать стимулирующие и поощрительные меры для бизнеса.
По мнению Т.Хабриевой, создание национальной системы финансовой безопасности усилит конкурентоспособность денежного рынка. Она также призвала строить новые международные финансовые организации, отвечающие за порядок в этой сфере.
“У нас есть возможность приобщиться к решению самих высоких государственных задач!” — сказала Талия Ярулловна, завершая свое выступление.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев