Поиск - новости науки и техники

Прогресс процесса. Болонские принципы работают

Ереван передал звание столицы Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) Парижу, где в 2018 году будет проведена следующая конференция министров стран – участниц Болонского процесса (БП). Это стало известно на нынешнем, Девятом, саммите. Он был проведен в столице Армении одновременно с Четвертым форумом по Болонской политике.

Столицей ЕПВО Ереван был провозглашен в 2012 году, когда Армении были переданы обязанности Секретариата БП. Это означало, что в последующие три года армянские эксперты должны были заниматься подготовкой документов ЕПВО, проведением мероприятий и другими оргвопросами. Вершиной деятельности секретариата и стал саммит, в работе которого приняли участие около 500 делегатов из 47 стран – участниц БП, других государств, ряда международных организаций.
В первый же день форума была удовлетворена заявка Белоруссии о вступлении в ряды стран, подписавших Болонскую декларацию. Министр образования и науки РА Армен Ашотян заявил, что она рассматривалась еще с прошлого года, и приветствовал приверженность страны к проведению реформ, сопоставимых с европейскими. Руководители норвежской, голландской, шведской и исландской делегаций выразили сомнение, что Минск выполнит условия “дорожной карты”, и предложили отложить решение этого вопроса до 2018 года. Однако, учитывая мнение большинства делегаций, чтобы поощрить автономию вузов, большую академическую свободу, дать белорусским студентам возможность получать образование в вузах ЕПВО без разрешения министерства, они сняли свои возражения. Но при этом подчеркнули, что “дорожная карта” – это обязательное требование, и предложили проверить ее выполнение в 2018 году.
Председательствующий на заседании А.Ашотян заметил, что в БП нет опыта условного членства, но согласился с предложением следить за тем, как Белоруссия будет выполнять обязательства. После этого он от имени министров приветствовал 48-го члена ЕПВО. Заметим, что заявки на принятие в болонские ряды представляли также Косово и Нагорный Карабах, но рассмотрение отложено в связи с разногласиями по поводу статуса этих территорий.
На открытии саммита выступила сопредседатель БП – министр образования и науки Латвии Марите Сейле. Она сказала, что, несмотря на периодически звучащую критику, можно констатировать: ЕПВО добилось большого прогресса. Вузы не только обучают навыкам и передают знания. Они также генерируют знания с тем, чтобы создавать общество, которое на них основывается. “Мы более не говорим о высшем образовании, которое обслуживает экономику. Вместо этого мы говорим о высшем образовании, которое создает экономику, ее отрасли. В то же самое время высшее образование помогает сформировать общество, к которому мы стремимся. Помогает закреплять демократические традиции и взаимоуважение”, – заявила министр.
Еврокомиссар по образованию, культуре, молодежи и спорту Тибор Наврачич отметил, что новые технологии позволяют преодолевать сложности, связанные с государственными границами. Они дают возможность потоку знаний беспрепятственно течь и строить лучший мир. “Европа будет строить модели университетов будущего, экспериментировать и находиться в авангарде инновационного процесса”, – заверил он.
Эксперты группы по отчетности Андрейс Рахвергес и Дейвид Кросье представили 300-страничный отчет за последние три года. Он был не совсем радостным. Из-за продолжающегося экономического кризиса ситуация с рабочими местами для выпускников вузов хуже, чем когда-либо. Трое из десяти студентов в среднем не оканчивают учебу. Есть проблемы с обеспечением качества. Если вы мигрант, вам сложнее поступить в вуз. Только в 10 странах принципы БП прописаны в законодательствах.
Что касается степеней образования, 37 стран находятся в “зеленой” зоне, то есть они соответствуют нормам БП. Но в целом единой образовательной модели нет, и зачастую дело приходится иметь с различными системами, и они все больше отдаляются друг от друга. Есть много проблем с признанием кредитных единиц – в разных странах нормативы различаются. В частности, тогда, когда речь идет о сокращенной версии учебной программы и диплом должен быть представлен в другой стране. “Укороченные циклы – это очень интересно, но они существуют не во всех странах. Необходимо решить вопрос о возможности включения таких программ в квалификационную систему”, – заявил Рахвергес.
Каролина Петкевич из Союза европейских студентов посетовала, что многие студенты, даже если они формально привлечены к управлению высшим образованием, считают, что их участие не является осмысленным или значимым. Бельгиец Кевин Гийом, представляя итоги обсуждений секции “БП глазами студентов”, заявил, что во многих странах ЕПВО решения, принятые в начале БП, все еще остаются на бумаге.
Питер Грайслер из Германии рассказал о том, как проходила дискуссия по вопросу “Как может высшее образование содействовать странам в преодолении кризиса на рынке труда”. Рецепт таков: диверсификация, автономность и мобильность являются теми инструментами БП, которые помогут ответить на вызовы.
Адам Тайсон из Еврокомиссии представил итоги обсуждений в группе, которая рассматривала вопрос “Перспективы электронного обучения в ЕПВО”. Он сообщил, что примерно 75% университетов Европейской ассоциации практикуют смешанное образование, которое является синтезом стационарного и дистанционного. Нужно поддержать вузы в деле внедрения новых технологий. Это способствует их интернационализации.
На заключительном заседании Девятого министерского саммита ЕПВО единогласно былo принятo коммюнике (http://bologna-yerevan2015.ehea.info/files/YerevanCommuniqueFinal.pdf). В нем, в частности, сказано: “До 2020 года мы полны решимости сформировать такое ЕПВО, где наши всеобщие цели применяются во всех странах-членах… где автоматическое признание квалификаций является действительностью, обеспечивая свободную мобильность студентов и выпускников”.
В Ереванском коммюнике впервые закреплено право учащихся и преподавателей из зон конфликтов участвовать в образовательных программах БП: “Студентам и персоналу, проживающим в зонах конфликтов, мы предоставим возможность свободного перемещения, обеспечивая их возвращение домой при наличии соответствующих условий”.
Как уже говорилось, параллельно саммиту проводились заседания Четвертого форума по Болонской политике. На них, были рассмотрены инициативы регионального сотрудничества с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии, со странами Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки. Декларация Четвертого форума по Болонской политике размещена по адресу: http://bologna-yerevan2015.ehea.info/files/Statement%20of%20the%20Fourth%20Bologna%20Policy%20Forum_final.pdf.
Принимая эстафету столицы высшей школы, госсекретарь по вопросам образования премьер-министра Франции Тьерри Мандо сообщил, что ЕПВО сегодня – это 48 стран, 5 тысяч вузов, в которых обучаются около миллиона студентов, и с удовлетворением отметил, что по этим показателям Европа превосходит США. А представитель Еврокомиссии Хавьер Пратс Моне обещал, что власти ЕС будут предоставлять помощь и поддержку БП, чтобы способствовать мобильности студентов, стимулировать сотрудничество между вузами, повышать их потенциал.

Григор ЭМИН-ТЕРЬЯН
Фото автора и пресс-офиса Правительства РА

Нет комментариев