Разобрались в ароматах

Эксперименты в антарктической подземной лаборатории IceCube подтвердили существование фундаментальной частицы нейтрино всего лишь в трех ароматах. С подробностями — Physics World.

Нейтрино — нейтральная частица, участвующая только в слабом и гравитационном взаимодействии. Три сорта нейтрино отличаются по квантовому числу, которое физики назвали “аромат (flavor)”, и нейтрино трех ароматов соответствуют три сорта антинейтрино. Названия разных нейтрино происходят из наименований их заряженных “напарников” по группе лептонов: электрона, мюона и тау-лептона. Высокоэнергичные нейтрино, зарегистрированные вблизи Южного полюса в эксперименте IceCube, поровну разделились на три возможных аромата — таковы результаты анализа, проведенного двумя независимыми исследовательскими группами. Таким образом, опровергнуто недавнее предположение о том, что большая часть обнаруженных здесь частиц — это электронные нейтрино, а кроме того, не оправдались надежды столкнуться с “экзотической физикой” за пределами Стандартной модели, на которую выводили предварительные результаты, допускающие существование четвертого аромата — “стерильных” нейтрино. Подземная обсерватория IceCube — это один кубический километр льда на Антарктической станции Амундсена — Скотта, в котором находятся 5160 чувствительных фотонных детекторов. Они нужны для улавливания следов Черенковского излучения, образующегося при прохождении через ледяную среду заряженных частиц, а частицы могут возникнуть в том случае, если с ядром атома вещества среды столкнутся космические нейтрино. В 2013 году было установлено, что обсерватории IceCube удалось зарегистрировать 28 нейтрино, которые возникли за пределами Солнечной системы. До того ученые улавливали только солнечные нейтрино и нейтрино, образовавшиеся от столкновения космических лучей с Землей.
Нейтрино трех разных типов — электронные, мюонные и тау, проходя большие космические расстояния, могут осциллировать, то есть переходить из одного аромата в другой. Нейтрино, достигшие Земли, ожидаются в равном соотношении, небольшие отклонения возможны в зависимости от места образования частиц. И именно эти девиации позволяют физикам судить о происхождении зарегистрированных нейтрино. В недавнем номере Physical Review Letters опубликованы две статьи, в которых подводятся итоги наблюдений в IceCube с мая 2010 по май 2013 года и в другой подземной обсерватории, Гран-Сассо (Gran Sasso Science Institute) в Италии. Как сообщает портал Physics World, за три года у Южного полюса были зарегистрированы 137 нейтрино с энергией выше 35 тераэлектронвольт и установлено, что они равномерно распределены по трем ароматам. Аналогичные данные получены в Гран-Сассо для нейтрино с энергией выше 60 ТэВ.