Из крайних в средние. Российские учителя поднялись по социальной лестнице

В России педагоги самые опытные, они дольше, чем в среднем по миру, работают на одном месте, и у них самая солидная профильная образовательная база.

При этом наших учителей нередко удерживает в профессии после достижения пенсионного возраста дисбаланс между уровнем оплаты труда и значительно меньшими пенсиями, они чаще перегружены работой, в особенности административной. И это еще далеко не все сильные и слабые стороны российских учителей, как показывает сравнение их с коллегами из стран, попавших в фокус очередного Международного исследования по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey (TALIS)). В 2014 году это исследование, проводимое Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), охватило 37 стран. В России в зону внимания аналитиков попали 4076 учителей и 198 директоров в школах 14 регионов. Мы впервые стали полноправными участниками TALIS (ранее участвовали неофициально). На днях опубликованы его результаты, которые подробно прокомментировали в пресс-центре МИА “Россия сегодня” первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, а также ректор Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов и его коллеги. Отметим, что Институт образования НИУ ВШЭ стал оператором исследования TALIS в России.
Эксперты TALIS анализируют данные о педагогах и директорах школ по таким показателям, как подготовка и профессиональное развитие, оценка качества работы, руководство учебным заведением, установки и приемы преподавания, удовлетворенность своим трудом и уверенность в собственных профессиональных способностях. По словам Натальи Третьяк, участие в исследовании дает возможность получить независимую внешнюю оценку качества российского общего образования, а также корректировать образовательную политику в случае выявления тех или иных проблем. В числе позитивных тенденций, обнаруженных благодаря TALIS, она назвала выраженное стремление наших учителей к профессиональному развитию и признание ими значимости внешней оценки своей работы как фактора, влияющего на уровень оплаты труда. “Наши учителя повышают квалификацию чаще и по большому спектру направлений”, — сказала замминистра, напомнив, что речь идет о преимущественно бесплатном обучении и что перечень этих направлений и программ в последнее время существенно расширен.
Один из негативных показателей — высокий уровень трудовой нагрузки. Если в странах ОЭСР в среднем он составляет 39 часов в неделю, то у нас 46. По данным Натальи Третьяк, порядка 88% российских педагогов работают на полную ставку. Она также подчеркнула, что проблеме чрезмерного объема административной работы учителей (много времени тратится на заполнение отчетных документов) в министерстве в последние два года уделяют особое внимание, идя по пути снижения отчетности.
Ярослав Кузьминов отметил, что нагрузка бόльшая, чем у российских педагогов, имеет место только в школах стран Азии. Он уточнил, что на проверку работ учеников наши преподаватели тратят примерно столько же времени, сколько их коллеги в странах ОЭСР — в среднем пять часов в неделю. На индивидуальное планирование и подготовку к уроку у них уходит значительно больше — 11 часов (в странах ОЭСР — 7), а на так называемую общую административную работу — 4 часа (в странах ОЭСР — 3 часа). “Перегрузка педагогов связана с тем, что школы оказались “крайними” ответственными за повышение заработной платы их сотрудников… Общее повышение эффективности пошло за счет самих педагогических учреждений, то есть ресурсов в региональные министерства образования дали недостаточно”, — объяснил Ярослав Кузьминов.
Согласно оценке ректора Вышки, введение эффективного контракта и повышение заработной платы вывели школьных преподавателей на уровень среднего класса. В кадровом составе увеличилась доля педагогов моложе 30 лет — с 11% в 2008 году до 13% в 2014-м, что в целом соответствует мировому уровню. Число учителей в возрасте до 25 лет у нас сегодня составляет около 5%. Это больше чем вдвое превышает средний показатель по миру (2%). Как заметил Я.Кузьминов, молодые педагоги (примерно 60%) оценивают престиж своей профессии выше, чем старшие товарищи, среди которых востребованной и уважаемой в обществе свою работу считают только 40%.
“Всплеском оптимизма” назвал ректор НИУ ВШЭ еще один показатель: 45% учителей старше 60 лет (в РФ их 40% против 32% в среднем по странам ОЭСР) верят в престижность своего труда. И приходят сейчас в профессию, по словам ректора, “совсем другие выпускники университетов”, более подготовленные и мотивированные. “Если в начале двухтысячных средний балл поступающих в педагогические вузы составлял порядка 55, то сейчас он перевалил за 65”, — напомнил Я.Кузьминов.
Говоря о специфике российского учительства, ректор констатировал хорошее базовое образование наших педагогов. Почти 97% из них заканчивали профильные вузы (в среднем по миру 90%). Наши чаще, чем в других странах, изучали иностранные языки, естествознание и осваивали дополнительные компетенции, связанные с профессиональными навыками. При этом работа учителей в России более специализирована — три четверти от их общего числа ведут только один предмет (в среднем по миру 50%), что свидетельствует о большом профессиональном потенциале. Это, по словам Я.Кузьминова, всегда отличало отечественную педагогическую традицию. “Кадровая логика российского образования заточена на глубокое изучение предметов… У нас очень хорошая базовая подготовка учителей. Если эту основу подкрепить экономически, то можно надеяться на повышение качества подготовки выпускников педагогических вузов”, — уверен ректор. С повышением учительских зарплат связаны и надежды на снижение еще одного специфического показателя — преобладания в российских школах педагогов-женщин. Хотя эта закономерность свойственна всем странам, у нас она проявляется особенно ярко — 85% против 68% в среднем по странам-участницам. Эксперты уверены: вслед за укреплением финансового обеспечения и ростом карьерных возможностей в школах России туда активнее потянутся мужчины.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев