Эффект присутствия. Студенты Бауманки войдут в передовые лаборатории мира, не покидая своих аудиторий.

Организация лабораторных практикумов студентов с использованием уникального современного оборудования — одна из главных проблем инженерного образования. Целесообразно ли ее решать, используя дистанционные методы обучения, — вопрос дискуссионный. Обмен мнениями в связи с этим состоялся в ходе Международного семинара “Модернизация учебного процесса в области инженерных наук с использованием инновационных методов и технологий”, недавно прошедшего в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана. Мероприятие, организованное в рамках совместного российско-американского проекта “Разработка новых образовательных программ и технологий, включая дистанционные, и принципов организации учебного процесса в области инженерных дисциплин в рамках образовательного сотрудничества университетов России и США”, было приурочено к визиту в МГТУ профессора Майкла Хоффмана, директора проекта и представителя американской стороны — Технологического института Джорджии.
Студенты и аспиранты МГТУ продемонстрировали участникам семинара возможности учебно-исследовательского дистанционно управляемого лазерного стенда (УИДУЛС), созданного учащимися и специалистами Бауманки на факультете радиоэлектроники и лазерной техники. Представители ведущих московских университетов инженерного профиля, МГУ, Института философии РАН, Технического института Джорджии (США), Технологического института Карлсруэ (Германия), а также профессора и научные сотрудники МГТУ стали свидетелями проведения лабораторного практикума в режиме удаленного доступа на стенде УИДУЛС, расположенном несколькими этажами выше зала, где проходил международный семинар. Управление лазерным стендом осуществлялось через Интернет аспирантом Бауманки и Федерального политехнического института Лозанны (Швейцария) Игорем Титовым. Все процессы, происходящие во время презентации (измерение параметров лазерного излучения, отображение результатов измерений), можно было наблюдать на экране в зале Ученого совета.
Перед началом демонстрации молодые участники команды, задействованные в проекте, рассказали о методах и средствах управления стендом УИДУЛС. Важная часть этого проекта — разработка новых образовательных технологий в области инженерных наук. Как уточнила модератор семинара, заместитель руководителя научно-учебного комплекса “Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника” (НУК РЛМ МГТУ) Ольга Смирнова, в создании программного обеспечения работы стенда также принимали участие студенты и аспиранты МГТУ и университетов-партнеров.
Могут ли подобные технологии дистанционного инженерного обучения заменить опыт непосредственного взаимодействия с “живым” оборудованием? На этот ожидаемый вопрос участники демонстрации отвечали, что виртуальные модели полностью копируют свои прототипы из реальной лаборатории и работа с ними не вызывает дискомфортных ощущений. Ольга Смирнова напомнила, что впервые интерактивный семинар в режиме удаленного доступа Бауманка провела в 2009 году совместно с Иллинойским университетом (США). Преподаватель находился за океаном, а студенты МГТУ выполняли задания в Москве. По отзыву одного из них, во время этого эксперимента создавалось ощущение присутствия на реальном семинарском занятии, причем его участники получили позитивный опыт приобщения к другой культуре обучения, способной дать “толчок к развитию нашего образования”.
В ходе разговора о перспективности использования дистанционных методов в оте­чественном инженерном образовании выяснилось, что сегодня они позволяют в той или иной степени решить целый ряд проблемных задач. Например, дать студентам и аспирантам возможность поработать, пусть и в режиме удаленного доступа, в передовых лазерных лабораториях мира на оборудовании, которое вряд ли смогут приобрести оте­чественные вузы в ближайшем будущем. Может быть, именно благодаря развитию дистанционных технологий и методов обучения и наши исследовательские базы вновь станут доступными для будущих инженеров и ученых.
Занятия в режиме удаленного доступа позволят помочь студентам лучше ознакомиться с новейшими достижениями науки и техники, сократить затраты на студенческую мобильность, наконец, устранить проблемы, связанные с безопасностью практикумов. Что же касается проблемы погрешностей при виртуальном обучении, о которой также зашла речь на семинаре, то команда НУК РЛМ МГТУ намерена добиться такого качества визуализации процесса, которое позволит человеку реально ощущать себя в контакте с оборудованием.

Татьяна Возовикова

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев