Весомая словесность. Развитие русского языка должно усилить консолидацию нации.

В день рождения Александра Сергеевича Пушкина страна отпраздновала очередной День русского языка. Однако на этот раз его отмечали в Год литературы, и в мае на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку при Президенте РФ, состоявшемся в Москве под руководством главы государства, “герой” июньского празднества — русский язык, на котором в нашей стране говорят 96 процентов ее населения, был провозглашен “базовым элементом единства нации”. В стране, где общаются более чем на 300 языках и диалектах, он официально признан эффективным инструментом консолидации российского общества, а его развитие включено в число приоритетных направлений государственной политики.
В профессиональном сообществе уже широко обсуждается поддержка Президентом РФ Владимиром Путиным инициативы, предложенной филологами, педагогами и общественными деятелями: “выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область в системе общего образования”. Об этом, а также о своем видении пути к повышению всеобщей грамотности и мерах популяризации нашей словесности в стране и мире зашла речь и на круглом столе, приуроченном ко Дню русского языка и состоявшемся на площадке МИА “Россия сегодня”.
Комментируя предложение обособить русский язык и литературу в отдельную научно-образовательную область, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова отметила, что “фактически русский язык и литература становятся новым полем для исследований и новым междисциплинарным пространством”.
По мнению главного ученого секретаря Президиума Российской академии образования (РАО) Юрия Зинченко, русский, будучи государственным, должен быть языком не только закона и инструкций, но и сочувствия и сопереживания. Его необходимо рассматривать как инструмент социализации (воспитания, образования), а также как часть эмоциональной сферы школьников. Эффективному применению этого инструмента будут способствовать программы изучения русского языка, введение которых должны предварять многогранные научные экспертизы, включая педагогическую и психологическую. Учебные пособия следует строить по методике, которая вызывает у школьников интерес к этому предмету, позволяя быстро освоить устную и письменную речь.
Участники круглого стола обсудили еще одну распространенную идею: ввести единый учебник по русскому языку. Юрий Зинченко уверен, что общим требованием к тому или иному пособию могут быть только его соответствие принятым языковым нормам и способность дать необходимый уровень грамотности. Вариативности преподавания, как и новациям педагогов нужно оставлять место в образовательной среде.
Проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С.Пушника Михаил Осадчий поддержал коллегу, также не одобрив идею. Он сообщил, что в настоящий момент происходит переосмысление специалистами роли учебника в образовательном процессе. “Как высказывание особого типа, учебник имеет в своей основе намерение структурировать деятельность ученика и учителя”, — отметил ученый. Школьник выбирает траекторию изучения предмета, и главное — помочь ему сориентироваться в многообразии вариантов. Напомнил Михаил Осадчий и о научных спорах, касающихся темы языковой нормы как объективного явления и неизбежных противоречий между живым, динамично развивающимся языком и необходимостью его нормирования. “Русский язык реализует функцию государственного, и в этом смысле он должен нормироваться, кодифицироваться и испытывать давление со стороны государства. С другой стороны, это язык общества, инструмент коммуникаций и межличностного взаимодействия. В этом плане его многообразие должно поддерживаться, развиваться, фиксироваться и изучаться. Поддержки достойны любые проекты, связанные со сбором, анализом и популяризацией различной литературы на русском языке”, — сказал проректор.
Те или иные изменения в родной речи неизбежны, и учащиеся должны это понимать. В то же время, как подчеркнул Михаил Осадчий, необходимо воспитывать осознанное и ответственное отношение к новациям: “Носители языка — его менеджеры. Надо понимать, с каким изменением нормы мы соглашаемся, а с каким нет. …Цель государства и образования — сформировать у носителей элитарное отношение к своему языку”.
В ходе круглого стола было отмечено, что растет мотивация у абитуриентов, выбирающих специальности, связанные с профессиональным применением и изучением русского языка и литературы. На профильные факультеты приходят выпускники со все более высокими показателями ЕГЭ. В предыдущую приемную кампанию, к примеру, балл поступивших на бюджетные места факультета журналистики МГУ перевалил за 90.
Возвращение сочинения в систему итоговой школьной аттестации должно, по мнению преподавателей, повысить объективность оценки знаний абитуриентов. Остается актуальным вопрос о том, насколько адекватно с помощью тестов ЕГЭ можно проверить грамотность, речевые навыки, способность человека связно говорить. Для этого предлагается использовать эссе и другие формы проверки.
К подлинникам лучших образцов отечественной словесности молодых людей приобщило одно из праздничных мероприятий Дня русского языка в Москве (в общей сложности их было подготовлено более 200). “Ночь в архиве”, организованная Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ), впервые открыла для всех желающих двери хранилища, где содержатся подлинные рукописи классиков нашей литературы, включая 13 автографов стихотворений, черновых набросков и писем Александра Пушкина. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева, анонсируя мероприятие на круглом столе, обратила внимание на значимость подобных акций: прикосновение к сокровищам литературного наследия оказывает на молодежь особое эмоциональное воздействие. По словам директора, половина сотрудников архива моложе 30 лет, и большинство из них привело в профессию именно прикосновение к первоисточнику. “Общение с подлинными рукописями может фактически изменить судьбу молодого человека”, — уверена она.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев