Энергичные встречи

Большой адронный коллайдер начал столкновение частиц на рекордной мощности; программе научных исследований в рамках нового сеанса Run 2 дан официальный старт. С подробностями — Nature News; CERN News.
Как сообщила пресс-служба Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), 3 июня на Большом адронном коллайдере начался cбор научных данных при полной энергии столкновений 13 ТэВ, тем самым завершился период модернизации и настройки ускорителя заряженных частиц на встречных пучках, продолжавшийся два с лишним года. В первые дни после перезапуска мощнейшей на Земле установки плотность сталкивающихся в 27-километровом кольцевом туннеле пучков протонов была небольшой, но в ближайшие месяцы скорость столкновения должна составить миллиарды пар протонов в секунду. Это вдвое превышает показатель протонных столкновений во время предыдущего сеанса, исторического этапа, который называется Run 1 и отмечен открытием бозона Хиггса. Первые пучки протонов по обновленному коллайдеру пошли еще в апреле, но энергия их столкновений была низкой, это был в некотором смысле пробный запуск, позволивший отладить защитные механизмы и откалибровать поток частиц, прежде чем повышать энергию столкновения до нынешнего рекордного уровня. Результаты столкновений отслеживают все четыре детектора установки, периодически ведется онлайн-трансляция происходящего на веб-сайте ЦЕРН. Как отметил в комментарии для Nature News руководитель подразделения, отвечающего за формирование пучков, Пол Коллиер (Paul Collier), чем плотнее поток разгоняемых заряженных частиц, тем выше скорость потока научных данных.
Энергия столкновений в коллайдере должна достичь планируемого максимума — 14 ТэВ — до 2018 года, то есть до того, как установка снова будет отключена для очередной модернизации. При столкновении протонов часть их энергии превращается в массу, при этом возникают новые частицы, и в результате таких преобразований могут быть выявлены феномены, выходящие за рамки Стандартной модели физики частиц, общепринятого в настоящее время описания всех фундаментальных частиц и их взаимодействий. Не согласующиеся с этой моделью данные, возможно, позволят ответить на не объяснимые пока вопросы о природе темной материи и неожиданной легковесности открытого в 2012 году бозона Хиггса. Пролить свет на эти загадки могли бы доказательства гипотезы суперсимметрии, которая, в отличие от Стандартной модели, не противопоставляет частицы материи частицам — переносчикам взаимодействий, то есть фермионы бозонам, а объединяет их, точнее, называет симметричными друг другу. Однако первый сеанс столкновений в Большом адронном коллайдере исключил самые простые положения этой гипотезы. Дополнительная мощность установки питает надежду ученых на открытие новых частиц и явлений.