Бактерия из букв

Ученые, занимающиеся синтетической биологией, добились того, что искусственные “буквы” ДНК стали соединяться друг с другом подобно природным строительным блокам молекулы наследственности. Подробности — в New Scientist.
В продолжение известных работ Стивена Беннера (Steven Benner), в прошлом сотрудника Швейцарского федерального технологического института (Swiss Federal Institute of Technology) в Цюрихе, а ныне исследователя американского Фонда прикладной молекулярной эволюции (Foundation for Applied Molecular Evolution), создавшего в 2006 году два искусственных нуклеотидных основания ДНК, Милли Георгиадис (Millie Georgiadis) из Университета Индианы (Indiana University) провела эксперименты, в которых наблюдалось самопроизвольное объединение новых оснований в относительно длинные последовательности. Прежде в опытах с новыми “буквами” ДНК искусственные основания, обозначаемые буквами Z и P, объединялись лишь в пары, подобно комплементарным парам природной ДНК Г-Ц или А-Т. Но природная ДНК при своей сборке способна создавать отрезки длиной в несколько одинаковых нуклеотидных оснований, например, четыре адениновых основания (АААА) или четыре тимидиновых (ТТТТ) подряд. Попытка воспроизвести подобное в лабораторных условиях, помимо познавательной, имеет и другие цели, например, создание ДНК из искусственных букв может пригодиться в разработке новых лекарств. Главная задача сегодня — добиться того, чтобы цепочки искусственных оснований, где число звеньев больше двух, реплицировались в живой клетке.
Кроме Беннера и Георгиадис искусственные “буквы” ДНК успешно создавала группа Флойда Ромесберга (Floyd Romesberg) из Исследовательского института им. Э.Скриппс в Калифорнии (Scripps Research Institute, California). В 2014 году они создали бактерию, чья ДНК содержит новые “буквы”, полученные в лаборатории, которые, встраиваясь в ДНК, не мешают ей воспроизводиться более или менее нормально при условии пополнения пула не существующих в природе строительных блоков извне. Не дойдя пока до стадии экспериментов в живой клетке, Георгиадис и Беннер увидели образование цепочек повторов оснований Z и P с помощью рентгенолучевой кристаллографии. Как сообщает New Scientist, количество соединенных друг с другом одинаковых “букв”, по наблюдениям ученых, достигало шести. Но более того, такая пусть короткая, но все-таки нить ДНК имела те же две формы, что и природная ДНК: кроме известной спиральной структуры, называемой В-формой, она присутствовала также в более компактной А-форме, которую, как принято считать, генетическая молекула принимает при связывании с белками. Это дает надежду на функциональность последовательности искусственных оснований в живой клетке.