Коготь надежды

Признаки древних красных кровяных клеток и белков обнаружены в окаменелостях динозавров из коллекции лондонского Музея истории естествознания (Natural History Museum). С подробностями — Nature News.
Используя новые методы, широко применяемые в материаловедении, авторы публикации в недавнем номере Nature Communications Серджио Бертаццо (Sergio Bertazzo) и Сусанна Мейдмент (Susannah Maidment) из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) проникли в глубь прежде не описанных окаменелых останков, обратившись к методике под названием “фокусируемый ионный пучок”, которая применяется для локального анализа, напыления и травления материалов. В отличие от служащего этим же целям растрового электронного микроскопа, здесь используются более тяжелые, то есть обладающие большей кинетической энергией частицы, ионы. Объектами изучения Бертаццо и Мейдмент были кости — палец, ребро, бедро, нижняя конечность, а также коготь, принадлежащие динозаврам. Вместо ожидаемого появления на свеже-протравленной костной поверхности кристаллов ученые обнаружили признаки мягких тканей. Выявленные при дальнейшем изучении волокнистые структуры подвергли масс-спектрометрическому анализу, который показал молекулярный вес компонентов. Входящие в состав этих структур молекулы по весу оказались сопоставимы с тремя наиболее распространенными аминокислотами коллагена, фибриллярного белка, из которого в основном состоит соединительная ткань животного организма.
Открытие британских ученых подтверждает более ранние выводы о возможности сохранения мягких тканей в окаменелостях. “Это вселяет надежду”, — отметил эксперт новостного издания ScienceNOW Мэтью Коллинз (Mattew Collins), археолог и биохимик из Университета Йорка (University of York) Соединенного Королевства, обратив при этом внимание на отсутствие несомненных свидетельств наличия древних белков в выявленных структурах. Напомню, что несколько лет назад американский палеонтолог Мэри Швейтцер (Mary Schweitzer) из Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University) сообщила о выделенном ею коллагене из кости тиранозавра, возраст которой 68 миллионов лет. Аминокислотная последовательность того коллагена была сходна с последовательностью птичьего белка, и это сочли доказательством происхождения птиц от динозавров. Однако работа Швейтцер оказалась невоспроизводимой другими учеными, и коллаген квалифицировали как загрязнение образцов современным белком. “Нам еще предстоят исследования, подтверждающие выводы о включениях, обнаруженных в фрагментах костей динозавра, и если это удастся, то мы получим новые инструменты для изучения эволюции”, — сказал Бертаццо. В когте динозавра были обнаружены микроскопические структуры округлой формы с плотным ядром внутри, которые могут оказаться эритроцитами.