Бумажный вал

В Госдуме прошел круглый стол “Образование и наука: дебюрократизация и концепция развития”. По инициативе фракции КПРФ его организовали Конгресс работников образования, науки, культуры и техники, а также Общественное движение “Образование — для всех”.
По словам первого заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина, подготовленный для слушаний в парламенте доклад о состоянии этой сферы в стране содержит настолько убийственные факты, что у некоторых возникло желание сделать доклад закрытым. Наряду с “главной бедой” — хроническим недофинансированием — опасной тенденцией последнего времени стал “нарастающий вал бюрократизации, который извращает все основы государственной образовательной и научно-технической политики”. Волна бессмысленных отчетов, мониторингов, показателей захлестнула систему сверху донизу. Из любопытства посчитали, и получилось, что каждое учебное, научное заведение ежегодно должно представить по 300 разнообразных отчетов! Посылка с отчетами одного из вузов с его филиалами (по почте посылали!) потянула на 17 килограммов!
Участники заседания, среди которых были учителя, преподаватели вузов, научные работники, профсоюзные активисты, отмечали, что бюрократия выдает себя за ревнителя интересов государства, а на самом деле наносит ему вред. Причем не только тем, что она делает, но и тем, что не делает. Чиновники сегодня предпочитают решать “сиюминутные задачи пафосного характера”, но отказались от решения фундаментальных проблем содержания образования, учебного предмета, сопряженности программ школы и вуза и многих других.
В резолюции круглого стола предложено много конкретных мер борьбы с бюрократией, например, обязательную отчетность учителей и научно-педагогических работников предлагается довести до суммарного объема не более 5 страниц формата A4 в год, а запрошенную сверх того оплачивать за счет заинтересованной в ней организации. Логичным можно назвать предложение запретить чиновникам требовать данные, которые уже размещены на официальных сайтах учебных, научных заведений. Кроме того, в ходе обсуждения представители высшей школы заявили о необходимости отменить те нововведения в аспирантуре, которые “превратили ее в сидение за партой и слушание навязанных аспирантам учебных курсов вместо занятий научно-исследовательской деятельностью”.
Прозвучали и более кардинальные, прямо скажем, хирургические предложения борьбы с бюрократией. Например, сократить в два раза аппарат Минобрнауки и подведомственных ему организаций. Что же касается реформы Российской академии наук, то, по мнению одного из участников дискуссии, и тут можно покончить с бюрократией: “Закон о реформе РАН написан хоть и некомпетентными людьми, но его сложно вернуть назад. А в тот же день, 27 сентября 2013 года, Президент России подписал Указ о создании ФАНО, и вот его-то он сам вправе отменить”.

Нет комментариев