Поиск - новости науки и техники

Без паники. ЕГЭ отмечает 15-летие.

Прошло 15 лет с тех пор, как единый государственный экзамен (ЕГЭ) заменил обычные школьные выпускные экзамены. Специально, к памятной дате, а также в честь старта новой вузовской приемной кампании в Международном информационном агентстве “Россия сегодня” прошла пресс-конференция, на которой эксперты по оценке качества образования обсудили становление ЕГЭ в России.
Первый эксперимент по введению ЕГЭ был проведен в 2001 году по восьми учебным дисциплинам в республиках Чувашия, Марий Эл и Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. Годом позже единый госэкзамен пришел еще в 16 регионов страны. В 2003 году им были охвачены уже 47 субъектов РФ, в 2004 – 65, в 2006 – 79, а в 2008 году ЕГЭ сдавали свыше миллиона учащихся по всей России.
Что изменилось за это время в оценке знаний выпускников школ?
Напомним, что задания для экзамена разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). По большинству предметов они делятся на три части (блока): A, B, C. Первый содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных. Второй предполагает краткий ответ в виде ряда букв или чисел, а третий состоит из одного или нескольких заданий, требующих развернутого ответа.
Повсеместное введение ЕГЭ по окончании эксперимента не обошлось без паники. Родители нанимали репетиторов, учителя делали упор только на подготовку к ЕГЭ в ущерб базовым программам. Публикации на эту тему переполнили СМИ. Через 15 лет, с точки зрения инициаторов ЕГЭ, ситуация изменилась.
– Надо учесть, в какой обстановке вводился ЕГЭ, – рассказывает научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов (на снимке). – Без подготовки на вузовских курсах поступить было проблематично. Поэтому в московских и питерских университетах подавляющее большинство студентов были местными. Число медалистов в некоторых школах доходило до 10%. Было принято решение изменить систему выпускных экзаменов, повысить независимость и объективность оценки знаний выпускников. Выходом из ситуации стал ЕГЭ.
В результате, спустя несколько лет после введения ЕГЭ, число сельских школьников, поступивших в ведущие вузы, увеличилось на 20%. Ректоры начали заботиться об общежитиях, которые прежде попросту сдавали в аренду гастарбайтерам. А медали перестали давать существенные бонусы при поступлении, как это было раньше. Таким образом, с помощью ЕГЭ удалось решить проблему доступности лучших вузов, считает Виктор Болотов.
Еще одно достижение, которое единогласно выделяют эксперты, – появление доверия к экзамену. И его больше не боятся так, как прежде.
– Напряжение снизилось после приобретения процедурой ЕГЭ информационной открытости, – поясняет директор ФИПИ Оксана Решетникова. – Сегодня директор школы может спокойно сказать, что ЕГЭ – это просто экзамен.
За 15 лет удалось также снизить коррупцию в сфере образования. Разумеется, о полном ее искоренении с помощью ЕГЭ говорить не приходится, но перед единым экзаменом и не ставились такие задачи. Тем не менее специалисты отмечают позитивные подвижки.
– Сигналы о коррупции стало проще улавливать, – утверждает Виктор Болотов.
Эксперты не только подвели некоторые итоги реализации ЕГЭ, но и заглянули в будущее и даже обозначили курс развития экзамена. Ректор Московского городского педагогического университета, экс-заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко считает, что совершенствование ЕГЭ пойдет по трем направлениям.
Первое – переход на компьютерный вид тестирования и организация круглогодичных центров приема экзаменов. Несколько пилотных проектов уже запущено.
Следующее направление – признание вузами крупных международных аттестационных языковых программ, таких как TOEFL (Test of English as a Foreign Language) или CALE (Cambridge English Language Assessment). Например, Казахстан уже учел пакет таких программ.
Третье направление – решение вопроса о том, как вузы будут рассматривать индивидуальные достижения абитуриентов. В наступившую приемную кампанию университетам уже дано право принимать во внимание на своих условиях портфолио поступающих и результаты выпускных сочинений по русскому языку.
– Мы, например, в своем вузе начали учитывать результаты не только федеральных, но и городских олимпиад, – сообщил Игорь Реморенко. – Этот год первый, нужно немного подождать.
Каким будет единый государственный экзамен еще через 15 лет, сказать сложно, но, похоже, он прочно обосновался в системе образования, и многие с этим смирились.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев