Ватты счет любят. Физиков наградили за рачительность.

Тринадцатый год жизни Международной энергетической премии “Глобальная энергия” оказался счастливым для двух американцев индийского и японского происхождения. Премию получили профессор Университета Северной Каролины Джаянт Балига — за изобретение, разработку и коммерциализацию биполярного транзистора с изолированным затвором и профессор Калифорнийского университета Сюдзи Накамура — за изобретение, коммерциализацию и развитие энергоэффективного белого светодиодного освещения.
Сразу бросается в глаза: впервые за 13 лет присуждения премии, учрежденной в России при поддержке ведущих российских энергетических компаний — “Газпром”, “Сургутнефтегаз” и “ФСК ЕЭС”, среди лауреатов нет российского ученого! Никаких санкций: в списке номинантов этого года было 57% наших соотечественников и в шорт-листе немногим меньше. Да и в составе международного комитета по присуждению премии большинство российских ученых. Просто нынешние лауреаты, как заверил корреспондента “Поиска” президент Некоммерческого партнерства “Глобальная энергия” Игорь Лобовский, поистине самые крутые! И посоветовал обратить внимание на ключевое слово в формулировке достижений каждого из лауреатов — коммерциализация.
Действительно, придуманный профессором Балигой транзистор (БТИЗ) является критически значимой инновацией в области распределения электроэнергии. Невидимый потребителю, он лежит в основе “умных сетей”, применяемых в промышленности, на транспорте, в быту, и позволил сэкономить за последние 25 лет свыше 73 тысяч ТВт часов электроэнергии, около 6 трлн литров бензина и существенно сократить выбросы двуокиси углерода.
Экономия пользователей также исчисляется триллионами долларов. А самое любимое детище Балиги — портативный дефибриллятор с встроенным БТИЗ для восстановления сердечного ритма, воплощающий гуманистическую миссию ученого. Переезжая из Индии в США в 1969 году, он мечтал создать технологию, способную принести пользу человечеству. Столкнулся с жесткой критикой оппонентов, называвших его идею невыполнимой и даже глупой. “Они были весьма умны, — поведал “Поиску” профессор, — но мне удалось в экспериментах, а затем и на практике доказать свою правоту”.
Кстати, в переводе с хинди его имя Джаянт (Jayant) означает “победоносный”. По-английски оно созвучно слову “гигант”. Балига использовал это созвучие в названии компании, созданной в 1991 году для лицензирования и коммерциализации своих разработок (Giant Semiconductor Corporation).
И еще одна характерная деталь. На слайдах, сопровождавших его доклад на симпозиуме “Энергия мысли” в Санкт-Петербургском электротехническом университете “ЛЭТИ” (аккурат в день 129-летия этого славного вуза), непременно была строка, отражавшая пошаговый экономический эффект от каждого этапа технологической доводки транзистора. Подход, поучительный не только для участников симпозиума — обладателей грантов всероссийского конкурса “Энергия молодости”, которые наравне с мэтрами выступали с отчетами. Иные наши носители академических регалий (как доверительно сообщил профессор Балига, индийские — тоже) свято верят, что их дело — совершать прорывы в науке на полном государственном довольствии, а монетизирует новое знание пусть кто-то другой, хоть бы и само государство.
Сюдзи Накамура, как и Балига, член Американской академии инженерных наук, но он “вдобавок” лауреат Нобелевской премии по физике 2014 года, удостоенный ее за изобретение тех эффективных синих светодиодов, что и привели к появлению ярких и энергосберегающих источников белого света.
Стоило ли год спустя присуждать ему еще и “энергетическую нобелевку”, как принято называть премию “Глобальная энергия”? Игорь Лобовский полагает, что, безусловно, перебора в этом нет. Никого же не удивляет, что одна и та же кинолента может получить Оскара и, к примеру, Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Наградой имени Нобеля отмечают выдающиеся фундаментальные исследования. “Глобальная энергия” — это премия за выдающиеся инженерные решения, в данном случае еще и с впечатляющим коммерческим результатом.
В работе Накамуры все эти компоненты совпали. Он смог создать желанный синий светодиод, открывающий путь к получению чистого белого света, вырастив многослойные гетероструктуры на основе нитрида галлия — большинство исследователей считало это сочетание элементов бесперспективным.
Даже в начале 1990-х, рассказывал Накамура, семинары по нитриду галлия мало кто посещал, публикаций на эту тему почти не было, коллеги смотрели на него искоса, что его лишь раззадоривало. Он работал в компании “Nichia”, которая первой начала выпуск синих светодиодов, впоследствии долго судился с ней из-за нарушения его авторских прав и, в конце концов, добился серьезного бонуса.
Сегодня разработками Сюдзи Накамуры пользуются все компании, производящие мобильные телефоны и цифровые камеры, телевизионную и DVD-аппаратуру, оборудование для освещения улиц, самолетов, автомобилей и т.д. Лауреат считает, что лет через десять лампы белого света войдут в каждый дом, сменив традиционные лампы накаливания и сделав платежи за электроэнергию смехотворно низкими.
Именно об этом преобразующем влиянии коммерциализируемых работ на мир говорил ответственный секретарь Комиссии при Президенте РФ по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности Игорь Сечин, который на Петербургском международном экономическом форуме по поручению Владимира Путина вручал премии лауреатам: “Они присуждаются за уникальные заслуги в области энергетики. За научные идеи, которые не остались чистой теорией, а получили практическую реализацию. И уже служат людям…”

На верхнем фото: Дж. Балига (третий справа) и С.Накамура (второй справа) на выставке научно-технических разработок в СПбГЭТУ “ЛЭТИ”.

На нижнем фото: Сюдзи Накамура с женой Юки на церемонии вручения премии.

Аркадий СОСНОВ
Фото Евгения ФЕДОСКОВА
и Вячеслава КОРОЛЕВА

Нет комментариев