Нажать на тиражирование. В региональных педвузах запустят новые технологии.

Очередное заседание Координационного совета по укрупненной группе специальностей и направлений “Образование и педагогические науки” прошло в Московском педагогическом государственном университете в расширенном формате. Как пояснил председатель совета Виктор Болотов, большое число участников проекта по модернизации педагогического образования прибыло на мероприятие, чтобы услышать об опыте коллег и поделиться своими наработками. Оценка промежуточных результатов показала, что работа операторов Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) и Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ), а также базовых университетов и вузов-соисполнителей (всего более 40) оказалась весьма продуктивной. Это можно объяснить, в частности, тем, что, как отметил Виктор Болотов, “впервые за последние годы Минобрнауки РФ предметно, реально руководит модернизацией педагогического образования, а министр лично следит за ситуацией”.
Подробную картину промежуточных итогов реализации проекта представил в своем докладе первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (РГПУ) Сергей Гончаров. Он отметил, что вектор политики Минобрнауки переориентирован на принципы проектного менеджмента. Напомним, что в отличие от классического программно-целевого подхода к реализации ФЦП развития образования на 2011-2015 годы для ФЦПРО на 2016-2020 годы предусмотрен проектно-целевой подход.
Как сообщил проректор, в проекте приняли участие порядка 400 специалистов — представителей вузов, подключившихся к разработке и апробации модулей образовательных программ. Этот, по определению Сергея Гончарова, “авангард современного педагогического развития” создает совместный конечный продукт, приобретая по ходу общей работы новые компетенции. “Это сообщество педагогов, менеджеров, исследователей заложило базовую платформу для того, чтобы можно было серьезно говорить о проведении и реализации программы модернизации дальше”, — сказал проректор РГПУ и подчеркнул, что “совершенно новая уникальная система”, предусматривающая постановку конкретных задач и получение реально измеряемых результатов, образуется через сетевое взаимодействие вузов-участников. На следующем этапе осуществления проекта сложившийся интеллектуальный капитал деятельных компетенций можно тиражировать в региональные образовательные системы. При этом именно сетевое взаимодействие рассматривается как незаменимый инструмент модернизации педагогического образования.
Таким образом, считает проректор, результаты проектной деятельности в рамках модернизации педагогического образования включают изменение идеологии, содержания, технологий и среды подготовки педагогов. Создаются межвузовские команды, способные реализовать инновационные задачи, и сетевые пространства “образовательно-профессионального взаимодействия студентов, преподавателей, педагогов-практиков”, меняется система вузовского менеджмента. Согласно определению Сергея Гончарова, сетевое партнерство — это, прежде всего, “интеграция элитных, эксклюзивных ресурсов”. Одним из продуктов интеграции может стать сетевой фонд учебных курсов и модулей. “Сетевое взаимодействие безальтернативно, поскольку сегодня ни один вуз сам не сможет решить поставленные задачи на уровне, адекватном времени”, — заявил проректор. Его поддержал Виктор Болотов, призвав коллег представлять операторам описание моделей решения задач и проблем, с которыми сталкиваются участники проекта модернизации. “Без сетевого взаимодействия не прорвемся”, — уверен он.
Построение практико-ориентированной магистратуры — одна из главных целей проекта на данном этапе. Опытом создания и апробации ее моделей на заседании поделились ректор МГППУ Виталий Рубцов и ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко. В МГППУ разработана и испытана в базовых вузах программа исследовательской магистратуры “Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании” (см. “Поиск” №22, 2015), в МГПУ реализуют модели и профессиональной, и исследовательской магистратур. Первая нацелена на усиление практической подготовки педагогов основного и среднего общего образования, вторая предусматривает формирование компетенций педагогов-исследователей и руководителей образовательных организаций. В апробации модулей магистерских программ участвуют пять педагогических университетов-соисполнителей, в общей сложности задействованы 812 магистрантов. По словам Игоря Реморенко, в Москве растет заказ на педагогическую магистратуру, причем доля работающих учителей, заинтересованных в получении образования второго уровня, уже практически сравнялась с количеством выпускников-бакалавров, сразу идущих в магистратуру. Согласно статистике, 10% московских педагогов и 30% руководящих работников образовательной сферы имеют непрофильное образование, формируя запрос на магистерские программы.
В адрес операторов проекта и Минобрнауки участники заседания сформировали целый ряд предложений. В частности, для успешной реализации проекта необходимо активизировать систему повышения квалификации педагогов, скорректировать перечень компетенций, расширить сетевое взаимодействие профильных вузов. Прямо в ходе заседания в протокол была внесена инициатива МГПУ по созданию федерального банка данных фондов оценочных средств (ФОС) с учетом того, что разные типы ФОС замеряют различные результаты обучения, то есть компетенции. Формирование массива таких методических материалов создаст общее “пространство оценивания” с доступом к авторским разработкам каждого вуза и возможностью обмена опытом.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Мин-обрнауки РФ Александр Соболев напомнил, что развитие исследовательской составляющей, которое стимулирует проект модернизации, необходимо для вузов, претендующих на глобальную конкурентоспособность. “Для нас было бы принципиально важно, если бы в формирующемся сейчас втором эшелоне таких университетов появился хотя бы один педагогический”, — отметил он.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев