Олень с антенной. За парнокопытными присмотрит спутник.

В Эвенкии впервые проведено мечение диких северных оленей ошейниками со спутниковыми передатчиками. Сделали это ученые Сибирского федерального университета в районе самого северного в Эвенкийском районе поселка Ессей.
Дикий северный олень — один из основных элементов экосистемы Эвенкийского и Таймырского районов Красноярского края, поэтому его изучение имеет большое значение не только для науки, но и для коренных малочисленных народов Севера. Но до сих пор достоверная информация о численности его популяции, путях миграции и факторах, влияющих на нее, отсутствовала.
По словам руководителя экспедиции доцента СФУ Игоря Савченко, непосредственно мечение оленей — это третий этап проекта, который реализуется с 2014 года. На первом и втором этапах ученые отбирали места отлова, закупали экспедиционное оборудование. Были заказаны специальные ошейники ручной сборки на базе системы спутникового мониторинга ARGOS со встроенными GPS-приемниками. Они позволяют с точностью до 100 метров отслеживать местоположение животных. Чтобы не причинять им неудобств, используется усовершенствованная модель ошейника небольшого веса с утопленной вглубь антенной.
За последние пять лет пути миграции диких оленей существенно изменились. В конце прошлого года ученым удалось обнаружить крупнейшую в мире группировку в 250 километрах от Туры. Именно туда и вылетели сотрудники СФУ. В ходе трехнедельной экспедиции ошейники надели на 10 важенок (самок оленя). Новая информация о движении помеченных ошейниками оленей в течение года будет поступать со спутника в центр обработки данных, а оттуда передаваться ученым.
“Результаты исследований о численности популяции и путях миграции лягут в основу научно обоснованных рекомендаций по лимитированию лицензий на хозяйственное использование животных, которые будут предоставляться в Министерство природных ресурсов и жителям Эвенкийского района”, — отметил Игорь Александрович.
Ученый подчеркнул, что проект имеет не только научное значение, но и вполне прикладную цель — упорядочивание хозяйственной деятельности. Так, на основе полученных данных можно без ущерба для дикой природы полностью обеспечить Красноярский край недорогим экологически чистым мясом.
Уникальный проект “Эвенкийский олень” реализуется учеными Сибирского федерального университета при поддержке дочернего предприятия ОАО НК “Роснефть” — ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания”. Содействие в организации экспедиции оказали администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края и коренные жители поселка Ессей.

Пресс-служба СФУ