Одни нервы

Исследователями из Стэнфордского университета (Stanford University) опубликованы результаты, демонстрирующие возможность перепрограммирования клеток кожи человека в функциональные нервные клетки без участия стволовых и им подобных. Об этом сообщает Nature News.
Трансформируя клетки кожи человека в действующие нейроны, можно получить модельную систему для изучения заболеваний нервной системы, а также материал для регенеративной терапии, основанной на клеточной трансплантации. О новом достижении в бурно развивающейся области клеточной биологии, трансдифференцировке (так называется вызываемая учеными способность одного типа клеток преобразовываться в другой, специализированный), сообщил журнал Nature. В последние годы было продемонстрировано превращение клеток соединительной ткани, находящихся в коже, фибробластов, в клетки сердечной мышцы, крови и печени. Трансдифференцировка отличается от перепрограммирования, при котором зрелые клетки сначала возвращаются в некое подобие эмбриональных стволовых клеток, так называемые плюрипотентные клетки, из которых потом выращивают клетки определенного типа, например нервные. По словам руководителя исследования и ведущего автора статьи в Nature Мариуса Вернига (Marius Wernig), клеточного биолога и специалиста по стволовым клеткам из Стэнфордского университета в Калифорнии, “пропуская стадию плюрипотентных клеток, можно избежать ряда проблем с выращиванием из них специализированных тканей”. К тому же метод плюрипотентных клеток в отличие от описываемого сейчас требует больших затрат времени. Верниг уже трансформировал новым способом клетки кожи с кончика мышиного хвоста в нервные клетки, о чем в прошлом году также сообщил Nature. При этом были задействованы три чужеродных гена (гены факторов транскрипции). Однако с выращиванием таким же образом клеток человека все оказалось гораздо сложнее.
Использованные стэнфордской группой три гена также превращали клетки кожи человека, фибробласты, в клетки, которые выглядели, как нейроны. Но эти нейроны оказались неспособны проводить электрический импульс, как положено нервным клеткам. Зато когда методом проб и ошибок был отобран четвертый ген (четвертый фактор транскрипции), вносимый в опытную смесь, из фибробластов человека получились нормальные, функциональные нейроны. Следует отметить, что источником фибробластов был зародышевый материал — как абортированный, так и взятый из обрезанной крайней плоти младенцев. Полученные вскоре таким образом из клеток кожи нервные клетки не только проводили электрический импульс, но спустя несколько недель после трансформации начали образовывать между собой соединения — нервные синапсы. Комментируя результаты для Nature News, Верниг отмечает, что в нормальные нейроны превратились лишь от 2 до 4% фибробластов, это 8% от эффективности, достигнутой теми же учеными на клетках из мышиных хвостиков. Исследователям еще есть над чем работать. Тем не менее авторитет в области исследования возможностей стволовых клеток Эван Снайдер (Evan Snyder) из бернхемского Института медицинских исследований (Burnham Medical Research Institute) в Сан-Диего, Калифорния, оценивает достижение коллег высоко, отмечая, что отсутствие стадии плюрипотентных клеток снижает вероятность образования опухолей в случае применения полученных нервных клеток для трансплантации в ткань.