Джеди, след!

Робот-исследователь египетской Великой пирамиды в Гизе передал первые изображения — на стене одной из потайных камер обнаружены красные надписи, значение которых еще предстоит расшифровать. Новость распространил журнал New Scientist.
Внутрь Великой пирамиды в Гизе не ступала нога человека 4500 лет. Предполагается, что она была построена как усыпальница фараона Хеопса, и это последнее из семи чудес древнего мира, сохранившееся до наших дней. Известно, что внутри пирамиды есть три основные камеры: Камера Царицы, Большая галерея и Камера Фараона, из которой ведут два воздуховода, сообщающиеся с внешним миром. Есть там еще два туннеля размером 20х20 сантиметров, которые тянутся от северной и южной стен Камеры Царицы и упираются в каменную дверь, не выходя наружу. Предназначение этих туннелей и двери неизвестно, но есть версия, что один из них или оба ведут в некую потайную камеру. По словам министра по делам древностей Египта Захи Хавасса (Zahi Hawass), которые приводит New Scientist, эта дверь — “последняя великая тайна пирамиды” в Гизе. До сих пор было предпринято семь попыток обследования ее туннелей с помощью роботов. В 1993 году робот прополз 63 метра туннеля в южной стене и наткнулся на то, что оказалось маленькой каменной дверью с металлическими штырями. Металл при строительстве пирамид не использовался, и потому его обнаружение в пирамиде Хеопса стало поводом для различных догадок — от самых прозаических вроде предположения, что это часть дверной ручки, до интригующей идеи о том, что штырь зачем-то был нужен инопланетянам. Однако разностороннее обследование с помощью нового робота выявило на металле затейливые завитушки, которые вполне могут быть орнаментом дверной ручки.
В 2002 году другой робот, пробурив отверстие в одном из каменных блоков пирамиды, проник внутрь и запечатлел маленькую камеру, позади которой был большой каменный блок. И вот сейчас робот Джеди (его так назвали в честь прорицателя-советника Хеопса), сконструированный инженером Робом Ричардсоном (Rob Richardson) из британского Университета Лидса (University of Leeds) таким образом, что он может извиваться, как змея, вполз в туннель и заглянул в доступные закоулки внутри пирамиды. Полученные его аппаратурой изображения зафиксировали, в частности, иероглифы, нарисованные красной краской, и линии, которые могли быть нанесены при строительстве каменщиками. Если эти иероглифы будут расшифрованы, они помогут египтологам понять, для чего предназначались загадочные внутренние ходы. “Нанесенные красным числа и граффити — распространенное явление среди объектов в Гизе”, — отмечает египтолог из Гарвардского университета (Harvard University) и директор архивов Гизы при Музее изящных искусств (Giza Archives at the Museum of Fine Arts) в Бостоне Питер Дер-Мануэлян (Peter Der Manuelian). Обычно их оставляли строительные бригады, и это своего рода служебная информация — числа, даты или имена бригадиров. Туннелям же приписывается в прямом смысле духовная функция. Тогда как в Камере Фараона изначально находился саркофаг Хеопса и, возможно, его мумия, в Камере Царицы никаких останков никогда не было. Для жен Хеопса были построены их собственные маленькие пирамиды. Есть предположение, что в Камере Царицы была статуя души фараона, в таком случае туннели могли быть проложены для облегчения исхода фараонова духа в его загробной жизни.

Нет комментариев