Потомкам от предков

Возраст предков по мужской линии на момент зачатия ребенка сказывается на физическом благополучии потомков по меньшей мере в трех поколениях.
Статья, в которой представлены данные о том, что возраст родителей влияет на здоровье и репродукцию наследников, опубликована международной группой ученых под руководством эволюциониста-биоинформатика Георгия Базыкина из Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН в июньском номере журнала PLoS ONE. Внимание исследователей к стремительному повышению возраста родителей в современном обществе связано со шквальным ростом научных данных о преобладании новых мутаций в половых клетках — предшественниках сперматозоидов, оказывающих влияние на физическое состояние людей, зачатых немолодыми отцами. Однако влияние отцовского возраста на последующие поколения не изучалось. Авторы публикации проанализировали подробные родословные в семи доиндустриальных популяциях Финляндии по записям в церковных книгах в период между 1688 и 1899 годами. Эти записи содержали индивидуальные сведения о дате рождения, родителях, социально-экономическом статусе, вступлении в брак, репродуктивной истории и смерти или эмиграции. Использованный комплекс данных позволил авторам подсчитать ожидаемое изменение числа мутаций de novo, возникающих у индивидуумов, учитывая известный возраст их отцовства, а также отцовства их предков и одновременно контролируя такие факторы, как возраст матери, социальный класс, наследование состояния в зависимости от порядка рождения, внутрисемейные вариации продолжительности жизни и плодовитости.
Таким образом, авторы выяснили, что финны, у которых отцы, деды и прадеды заводили детей до 30 лет, доживали до совершеннолетия примерно на 13% чаще, чем потомки в трех поколениях тех мужчин, которые становились отцами после 40. Начиная с 20 лет каждый год жизни родителя, прожитый им до зачатия ребенка, повышал риск смертности наследников на 1%. Комментируя полученные результаты в сообщении на сайте института, Георгий Базыкин допускает, что этот эффект может иметь генетическую природу: приспособленность снижается из-за накопления мутаций в течение нескольких поколений. “В нашей с британскими коллегами работе впервые с привлечением большого материала показано, что для жизнеспособности потомка важно, в каком возрасте его родил отец, его отца — дед, а деда — прадед. Однако у людей, живших сотни лет назад, сложно разделить генетические и социальные предпосылки описанных феноменов, поэтому для окончательного ответа необходимы генетические исследования современных людей”, — считает ученый. В описываемом исследовании также выяснилось, что женщины реже вступали в брак, если их предки-мужчины становились отцами после 30. Это, по мнению авторов, может быть обусловлено социально-экономическими факторами.