В рабочей обстановке. Мастеров растят кластеры.

В начале осени выйдет итоговая версия рэнкинга (список объектов, которые можно упорядочить по любому из имеющихся показателей) образовательных кластеров. Исследование покажет, в каких направлениях развивается деятельность образовательных кластеров, создание которых в 2011 году инициировало Минобрнауки РФ, и вберет в себя данные, касающиеся профориентации, итогов работы в процессе обучения студентов, дальнейшей карьерной траектории выпускников вузов, входящих в кластер, а также результатов его деятельности в целом.
Выход проекта анонсировала заместитель начальника Управления проектов в образовании и социальной сфере РИА Новости Наталья Тюрина в ходе видеомоста в пресс-центре МИА “Россия сегодня”. Она пояснила, что с помощью этого проекта министерство хочет выявить лучшие практики партнерства вузов и работодателей. По ее словам, рэнкинг сможет простимулировать внутрикластерное взаимодействие, а также повысить эффективность управления инновациями, созданными на базе образовательных кластеров.
— Профориентация, работа с абитуриентами очень важны, — заметила Наталья Тюрина. — Практически во всех регионах, где созданы кластеры, такая деятельность ведется, и вузы активно принимают в ней участие. Но реально оценивать их взаимодействие сложно: необходимо учитывать размер региона и конкретного города. Если это, к примеру, Казань, то количество старшеклассников там значительно больше, чем, например, в Чувашии. Разброс цифр может быть от 5 до 90%. В среднем же сегодня процент занятых молодых людей составляет 35-40%.
Участниками исследования стали 20 кластеров, 13 регионов и 13 вузов. Рэнкинг будет разделен на два части — региональный и межрегиональный. Предваряя итоги, эксперты и представители вузов из Москвы, Новосибирска, Казани и Димитровграда говорили о том, какие из российских кластеров сегодня наиболее успешно выполняют поставленные задачи.
Начальник учебного управления Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) Юрий Никитин сообщил, что в его вузе навыки и знания, ориентированные на будущее место работы, формируют у студента уже во время учебного процесса. Он также отметил, что тема кластеров особенно актуальна в условиях, когда перед государством стоит задача импортозамещения. В качестве примера успешного взаимодействия Ю.Никитин назвал партнерство с Новосибирским авиационным заводом им. В.П.Чкалова, где НГТУ открыл несколько базовых кафедр. “Подобная организация обучения позволяет студентам сократить период адаптации на рабочем месте”, — объяснил он. Представитель НГТУ упомянул также, что в работе по трудоустройству молодых специалистов активно участвует администрация региона.
 — Власти финансируют обучение каждого магистра. Студент, подписывая контракт, устраивается работать на предприятия во время обучения, и все его курсовые, а также дипломная работа пишутся под руководством специалистов организации, — сообщил он. По словам Ю.Никитина, 70-75% выпускников в результате такого подхода остаются на предприятиях.
Старший преподаватель кафедры “Маркетинг и логистика” Финансового университета при Правительстве РФ Александр Арский рассказал, что в его вузе в 2015 году по инициативе Федерального агентства по туризму откроется кафедра туризма, а Пенсионный фонд РФ, с которым заключено соответствующее соглашение, будет направлять своих специалистов для проведения в университете мастер-классов.
Об особенностях реализации взаимодействия с работодателями в Димитровграде участники видеомоста узнали от руководителя Димитровградского инженерно-технологического института (структурное подразделение МИФИ) Ивана Сагана.
— Наше базовое предприятие — НИИ атомных реакторов, — уточнил он. — Там мы открыли несколько базовых кафедр, однако у нас ничего бы не получилось без поддержки “Росатома”.
Иван Саган также сообщил, что в НИИ трудоустраиваются порядка 80% выпускников института.
Во время прямого включения из Казани проректор по непрерывному образованию Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) Любовь Овсиенко отметила, что кадровый вопрос особенно актуален для региона с бурно развивающимися нефтегазовыми предприятиями.
— В нашем вузе, где обучаются 28 тысяч человек, мы создали целую сеть учреждений СПО, — рассказала она, добавив, что в вузе активно развивается дуальное обучение, при котором 50% учебного времени студентов проходит на производственных предприятиях.
Сегодня у КНИТУ есть целевые заказы на выпускников от таких газоперерабатывающих, нефтехимических, нефтяных компаний, как “Сибур”, “Лукойл”, “Роснефть”. Любовь Овсиенко подчеркнула, что работодатель должен иметь возможность финансировать образовательный процесс, но право на это нуждается в законодательном урегулировании.
“Без поддержки предприятий уменьшить разрыв между их потребностями и возможностями системы образования нельзя”, — считает Любовь Овсиенко. Она также заявила о необходимости введения в России института наставничества на предприятиях и организации совместной разработки профстандартов, где экспертами будут выступать работодатели. Именно они должны формировать необходимый пул компетенций для выпускника и уметь грамотно его оценивать.
О потребности в сокращении разрыва между будущим специалистом и работодателем упомянула и ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок. Она считает, что представителям компаний нужно встречаться с молодыми людьми еще в школе или, в крайнем случае, на втором курсе университета.
Пока о конкретной статистике говорить сложно, нужно дождаться выхода официальных данных. Сбор информации все еще продолжается. В целом рэнкинги будут выглядеть как мультимедийная карта РФ, на которой при нажатии на нужную точку появится подробная информация об образовательном кластере и о самом регионе.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев