За баранку не держись. Грузовики наделят интеллектом.

…По бескрайнему шоссе на всех парах мчится грузовое авто. Ночь, непогода, усталый водитель мирно дремлет в кабине, но, несмотря на это, машина виртуозно обходит все препятствия на своем пути. Без участия человека она соблюдает скоростной режим, сама принимает решения о том, как вести себя относительно других участников дорожного движения… “Это что, кадры из нового фантастического фильма?” — спросите вы и будете не совсем правы: такова вполне осязаемая, недалекая реальность, причем создается она усилиями оте-чественного производителя. Точнее, даже нескольких…

Специалисты ОАО “КАМАЗ” совместно с коллегами из компании Cognitive Technologies (основана в 1993 году на базе Лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН, занимается разработкой и внедрением программного обеспечения), а также НИТУ “МИСиС” трудятся над созданием беспилотного грузового автомобиля. Проект реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы”. Предполагается, что общий объем финансирования данного проекта, с учетом средств, привлеченных со стороны, составит около 12 млрд рублей (из них 300 млн будет выделено по линии ФЦП, а 90 млн поступят со стороны ОАО “КАМАЗ”).
О начале работ по созданию такого необычного транспортного средства было объявлено в феврале нынешнего года. Необычного, так как в большинстве случаев зарубежные высокотехнологичные компании концентрируют свои усилия на разработке беспилотных авто пассажирского класса. Пожалуй, лишь Volvo Group и Daimler AG вкладывают средства в создание схожего оборудования, реальные образцы которого планируется получить в начале 2020-х годов (правда, при этом отдельные элементы программы, такие как автоматическая езда по шоссе или в колонне, могут быть реализованы уже через пару лет). Как сообщают в пресс-службе ОАО
“КАМАЗ”, идея создания беспилотного грузовика возникла благодаря спросу, уже существующему на данные устройства в сельском хозяйстве, ЖКХ и нефтегазовом секторе. Кроме того, подобные разработки живо интересуют и российских военных, которые во время недавнего Международного военно-технического форума “Армия-2015”, проходившего в подмосковной Кубинке, продемонстрировали унифицированный комплекс группового управления мобильными комплексами с беспилотниками на шасси КАМАЗа. К слову, по слухам, именно Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA) стоит за попытками компании Google создать собственное беспилотное авто…
Другой участник российского проекта компания Cognitive Technologies занимается разработкой модуля искусственного интеллекта, позволяющего обеспечить управление транспортным средством в автономном режиме, в том числе в сложных погодных условиях и при отсутствии дорожной разметки. В свою очередь, сотрудники НИТУ “МИСиС” разработали специальное программное обеспечение для беспилотников КАМАЗа — комплекс активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереооптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.
Действующий образец беспилотного грузовика для мирных целей недавно был презентован широкой общественности в Набережных Челнах, где он проходил первый этап испытаний на полигоне, специально спроектированном и построенном для этих целей. Полигон представлял собой ограниченное пространство площадью 10 тысяч квадратных метров, по которому беспилотник определенное время передвигался с ограниченной скоростью — не более 10 километров в час. В итоге авто подтвердило способность самостоятельно осуществлять управление педалями газа и тормоза, приводом руля и коробкой передач. По словам организаторов испытаний прототипа, на следующем этапе, проходившем уже на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, ученые занимались отработкой детекции границ дороги, расположения других участников движения, а также дорожных знаков. В результате, разработанное инженерами НИТУ “МИСиС” программное обеспечение, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты и получило высокую оценку от представителей КАМАЗа и Cognitive Technologies. Ожидается, что в 2016-м грузовые беспилотники начнут эксплуатироваться на площадках КАМАЗа, а окончательно проект будет завершен к 2020 году.
Ранее актуальность и потенциал этой идеи, а также проводимых для ее реализации в жизнь НИОКР были отмечены Международным научным советом НИТУ “МИСиС”, в который входят ведущие ученые Кембриджа, Стэнфорда, Техниона и других значимых университетов мира. В частности, высокую оценку получил ряд преимуществ представленного подхода над конкурентами в лице компаний Google и прочих разработчиков. Как отмечает профессор кафедры материаловедения и металлургии Кембриджского университета Гарри Бхадешиа, команда консорциума изучила международный опыт, но, в отличие от Google, которая проводит исследования для всех видов транспортных средств, российские усилия сфокусированы на грузовом транспорте, что повышает шансы на дальнейшее успешное внедрение результатов исследований, учитывая значительные размеры территории нашей страны.
— Сосредоточенность на грузовиках имеет и положительный момент с точки зрения окупаемости: беспилотные грузовики, в отличие от человека, могут работать 24 часа в сутки, — подчеркнул эксперт.
Его коллега, директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук Университета Торонто Гарри Руда тоже высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, возникающих, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения, ориентированная на использование дорожной разметки, может в буквальном смысле “ослепнуть”. По мнению Руды, модель машинного зрения, внедряемая участниками проекта, создает условия для повышения эффективности процесса принятия решений в режиме реального времени.
Кстати, на сегодняшний день ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме отечественного консорциума ОАО “КАМАЗ” — НИТУ “МИСиС” — Cognitive Technologies, так и не удалось решить проблему работы беспилотного автомобиля во время непростых метеоусловий — дождя или снега. Например, вышеупомянутые творения Google — 20 Google Self-Driving Car — за шесть лет, прошедших с начала их испытаний, проехали более 3 млн километров и попадали в ДТП 11 раз. Правда, виновниками аварий во всех случаях были другие участники движения. Наиболее часто аварии происходили, когда беспилотник останавливался на светофоре и внезапно получал удар в бампер. Тут уж ничего не поделаешь — слабо поддающийся прогнозированию человеческий фактор, признают в компании. Однако основной проблемой для беспилотных транспортных средств Google сейчас является именно плохая погода (и слаборазвитые технологии машинного зрения): при наличии сильного тумана, дождя или даже легкого снега камеры авто перестают распознавать окружающие объекты. Вторым по значимости стоит вопрос связи: дело в том, что часть вычислений, необходимых для безаварийной беспилотной езды, производится не на борту транспортного средства, а серверами в дата-центрах Google. В результате при отсутствии стабильной связи с ними машина никуда не поедет либо поедет крайне медленно.
Со схожим препятствием на пути развития своей инновационной продукции столкнулась и Hyundai Motor Company, организовавшая в конце прошлого года соревнования беспилотных автомобилей Future Automobile Technology Competition в Южной Корее. Уже на второй день состязаний пошел дождь, и скользкая поверхность дороги, а также ухудшение видимости заставили команды сойти с дистанции…
Наконец, помимо технических существует и целый ряд иных проблем, тормозящих сегодня развитие беспилотных авто. Сюда можно отнести психологический аспект — многие водители пока не готовы доверить полный контроль над автомобилем, а значит, и над собственной жизнью искусственному интеллекту, неспособному выбирать “из двух зол меньшее” и принимать корректные решения в экстренных ситуациях. Кто-то поднимает вопрос о потенциальной уязвимости “электронного мозга” беспилотников к программным ошибкам и даже взломам. Целый ряд экспертов указывает на юридические моменты: по закону, подавляющее большинство стран еще не готово допустить на свои шоссе авто, не управляемые человеком. Далее встают вопросы о необходимости затрат на изменение и создание инфраструктуры, ориентированной на авто такого типа, а не на обычных пользователей, о потере рабочих мест профессиональными водителями, потенциальном использовании таких транспортных средств террористами и др.
По мнению президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, положительная оценка научно-технического подхода участников российского консорциума, полученная от ученых с мировыми именами, подтверждает широкие перспективы заявленных в проекте разработок и дает право на небезосновательные надежды относительно возможностей применения результатов данного НИОКР не только в России, но и за рубежом. Как отмечает ректор НИТУ “МИСиС” Алевтина Черникова, университет привлекает к совместной работе с КАМАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ “МИСиС” из Студенческого конструкторского бюро и стартапа “Карфидов Лаб”:
— Наше сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнеров в
МИСиС будет создана целевая магистратура “Международный центр робототехники” для того, чтобы заинтересовать самых одаренных и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте.

Подготовила Анна ШАТАЛОВА

Нет комментариев