Бесспорно опорный. Лидеры индустрии делают ставку на флагманов образования.

Кризисная ситуация в экономике не отменяет необходимости готовить в высшей школе специалистов, способных осваивать и создавать передовые технологии для промышленности и социальной сферы. На университетском форуме “Глобальная конкурентоспособность” (см. “Поиск” №25, 2015) о том, как это делают участники Проекта 5-100, докладывали представители брендовых вузов. Речь шла в основном об укреплении связей с организациями-работодателями, но у каждого университета в этой работе есть свои особенности. Например, в Национальном исследовательском ядерном университете “МИФИ” (НИЯУ МИФИ) выстроили эффективную систему взаимодействия с лидерами российской и мировой индустрии. О ее специфике и нюансах рассказала проректор НИЯУ МИФИ по учебно-методической работе Елена ВЕСНА. Судя по ее выступлению на форуме, в НИЯУ МИФИ умеют готовить кадры, не только востребованные индустрией, высокого качества, но и в нужном именно сейчас количестве.

Ядерно-образовательный дивизион
МИФИ известен как поставщик кадров для госкорпорации “Росатом”. В университете даже принято говорить о МИФИ как о неформальном “образовательном дивизионе” госкорпорации, в которой обеспечение отрасли квалифицированными молодыми специалистами определено в разряд ключевых задач. В “Росатоме” создали систему подготовки кадров для ядерно-энергетической отрасли, предусматривающую координацию вузовского, послевузовского и дополнительного образования. Не забывают и о школьниках, готовящихся поступать в вузы, профильные для атомной энергетики.
Будучи, по сути, головным университетом Консорциума опорных вузов “Росатома”, НИЯУ МИФИ вместе с еще 13 высшими учебными заведениями страны “закрывает” две трети кадровой потребности отрасли, совершенствуя подготовку специалистов, координируя участие высшей школы в научной и инновационной деятельности корпорации.
На площадке Национального ядерного инновационного консорциума базовые университеты и ключевые работодатели их выпускников строят образовательные программы на основе профстандартов, решают вопросы их общественно-профессиональной аккредитации, формируют заказ на подготовку будущих работников отрасли и обеспечивают контроль за содержанием обучения. Как отметила в своем докладе Елена Весна, “главная задача участников консорциума — сделать все, чтобы в диалоге вузов и работодателей родилось то новое качество специалистов, которое необходимо госкорпорации”.
Данные о потребностях в кадрах дает отрасль, и это помогает вузу в нужном количестве концентрировать ресурсы на подготовке профессионалов определенного профиля. Или, как говорят в МИФИ, снижает риск работы на “обогрев воздуха”, то есть избавляет от траты сил на обу­чение “лишних” специалистов. Горизонт планирования — восемь лет. За два предыдущих года показатели объема заказа отрасли на выпускников и их реального трудоустройства на предприятия и в компании корпорации существенно сблизились. Если в 2012-м их соответствие составляло 72%, то в 2014-м — 94%. Оптимизируются и контрольные цифры приема в опорные университеты. По словам проректора Е.Весны, НИЯУ МИФИ — один из тех немногих вузов, которые не борются во что бы то ни стало за увеличение КЦП (контрольных цифр приема): “Иногда мы даже сознательно сокращаем их величины по невостребованным направлениям, ориентируясь на заказ “Росатома”. Руководство университета принимало участие более чем в 10 совместных совещаниях с представителями предприятий “Росатома” по вопросам формирования КЦП и согласования компетенций. Пытаемся тиражировать эту технологию и на других крупных заказчиков, чтобы каждый выпускник был востребован”.
Чем раньше — тем лучше
Особое направление совместной работы ядерного университета и “Росатома” — профессиональная ориентация школьников. Во всех проектах, связанных с улучшением контингента поступающих в вуз, участвует корпорация. Например, Сетевая школа НИЯУ МИФИ объединяет общеобразовательные учреждения, ориентированные на современные стандарты качества естественно-научного образования. А в Предуниверситарии реализуются инновационные программы обучения по предметам физико-математического профиля с применением индивидуальных технологий обучения. На кафедрах и в лабораториях университета под руководством его преподавателей учащиеся Предуниверситария пробуют силы в проектной деятельности, приобщаясь к исследованиям, получая шанс “ощутить” себя в университетской среде и даже “примерить” предлагаемые вузом профессии.
Госкорпорация — неизменный соорганизатор олимпиад школьников, проводимых университетом. В 2014 году в них соревновались 16,5 тысячи учащихся 9-11 классов. Физико-математическая олимпиада “Росатома” прошла на 32 региональных площадках, куда съехались участники из 61 субъекта РФ.
“Особенно резко вырос интерес абитуриентов к поступлению в МИФИ после организации детского научно-технического фестиваля “Люди будущего” с участием госкорпорации, который проводился в нескольких регионах, — рассказала Е.Весна. — Но стоило прервать практику его проведения, как приток поступающих в вуз из этих регионов заметно обмелел. Вообще с подключением “Росатома” к профориентации школьников и их приему в университет (сегодня представители госкорпорации обязательно работают в приемных комиссиях) существенно выросли баллы ЕГЭ наших абитуриентов, приблизившись к показателям тех, кто идет учиться в ведущие гуманитарные университеты”. Так, в 2014 году средний балл ЕГЭ поступивших в НИЯУ МИФИ составил 83,7, а сам университет занял по этому показателю 7-е место среди вузов страны (в 2012 году с баллом 75,8 он был на 40-м месте). “Наше сотрудничество с госкорпорацией на всех этапах подготовки кадров позволяет обеспечить уровень выпускников, предусмотренный профессиональными стандартами, с анализа которых начинается любая образовательная программа университета”, — утверждает проректор.
Сила обучения в НИЯУ МИФИ не только в неразрывности процессов обучения, научной и инновационной деятельности, но и в системе практико-ориентированной подготовки по программам, основанным на собственных образовательных стандартах, согласованных с работодателем. В МИФИ их более 100. На 35 предприятиях “Росатома” создано 49 базовых кафедр вуза, где работодатель, естественно, приобщен к процессу обучения, в том числе через программы прикладного бакалавриата. Сегодня совместную подготовку специалистов университет и “Росатом” ведут по 11 таким программам и еще по 10 сетевым, где работодатель выступает равноправным участником обучения, отвечающим за реализацию конкретных модулей. Специалисты корпорации читают курсы по профильным дисциплинам, руководят преддипломными практиками и выпускными квалификационными работами студентов, участвуют в проведении итоговой аттестации. К 2017 году все выпускники вуза будут проходить через отраслевую систему оценки и сертификации квалификаций, формирование которой в рамках Федеральной целевой программы развития образования было начато в 2013 году госкорпорацией “Росатом” совместно с НИЯУ МИФИ на базе Национального ядерного инновационного консорциума. На предприятиях ГК “Росатом” находят работу порядка 30% выпускников НИЯУ МИФИ. Среди солидных организаций, куда приходят трудиться остальные, Минобороны, Минпромторг, Роскосмос, Федеральное медико-биологическое агентство, Росфинмониторинг, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Сбербанк России и др. Многие выбирают путь исследователя и становятся научными сотрудниками Российской академии наук (ФИАН, ИОФ РАН, ИКИ и т.д.). “Наших ребят с удовольствием берут на работу в Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”, в государственный научный центр “Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований” и в другие НИИ, — с гордостью говорит Елена Весна. — Плюс к тому вуз — активный участник подготовки кадров для объектов атомной промышленности, которые по соглашению с 34 странами “Росатом” строит за рубежом. Практически к каждому соглашению мы предлагаем свой образовательный пакет. Сегодня НИЯУ МИФИ готовит в интересах стран — импортеров ядерных технологий более 500 студентов из Турции, Иордании, Вьетнама, Монголии, Бангладеш, Алжира”.
Приоритет превосходства
В последние годы университет последовательно продвигается вперед в мировых рейтингах, укрепляя свои позиции. Недавно агентство Quacquarelli Symonds (QS) опубликовало результаты очередного исследования, согласно которым НИЯУ МИФИ передвинулся с 57-го (в 2014 году) на 51-е место по шкале лучших вузов стран БРИКС. Напомним, что в 2013 году университет занимал в этом рейтинге 65-е место. Но как подготовка специалистов, актуальных сегодня для отрасли, сопрягается с целями Проекта 5-100, ориентированного на обеспечение конкурентоспособности отечественных университетов в мировом образовательном сообществе?
— Конечная цель Проекта 5-100 — подготовка кадров, которым по силам вывести Россию в лидеры в сфере высоких технологий, восстановить на мировой арене передовые позиции ее фундаментальной науки, развить конкурентоспособную инновационную экономику, — рассуждает Елена Борисовна. — Поэтому Проект 5-100 стимулирует изучение лучшего мирового опыта подготовки специалистов и внедрение эффективных практик в образовательный процесс вузов России. Благодаря участию в этом проекте у нас растет число совместных образовательных программ, активизируется мобильность студентов и преподавателей.
В последнее время НИЯУ МИФИ активно подключился к Всемирной инициативе модернизации инженерного образования CDIO, наши программы подготовки прошли международную аккредитацию в FEANI. Здесь создают лаборатории и исследовательские центры мирового уровня, привлекают к преподаванию зарубежных профессионалов. Борясь за место в когорте лидеров глобального образования и одновременно решая задачи отраслевого университета, вуз не побоялся начать оптимизацию своей структуры. Сегодня в МИФИ созданы 10 центров превосходства (ЦП) по традиционно сильным для вуза направлениям, синтезирующим исследовательскую, образовательную и инновационную деятельность.
— Уже сейчас центры превосходства лидируют во взаимодействии с зарубежными партнерами, находятся на “острие” науки и обладают современными компетенциями, востребованными на международном рынке образовательных услуг, — рассказывает Е.Весна. — В них ведутся разработка и реализация программ совместного обучения и академической мобильности с ведущими учебными и научными мировыми центрами. В планах ближайшего года — завершение организационного оформления учебного и управленческого документооборота через ЦП, что позволит отказаться от текущего статуса факультетов. Каждый центр имеет свою стратегию развития сроком на три-пять лет, скоординированную с общей стратегией развития университета, обладает самоокупаемостью и самостоятельностью в принятии решений и управляется командой высококвалифицированных менеджеров, компетентных в вопросах образования, науки, инноваций. Переход от традиционной академической структуры к модели на основе ЦП завершится примерно через два года.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
фото с сайта mephi.ru 

Нет комментариев