Двигатель прогресса. Сближение ученых и конструкторов ускорит развитие отрасли.

Летом активность в Новосибирском академгородке не затихает. Так, недавно состоялась первая научно-практическая конференция по авиационному двигателестроению “Аэродинамика, термодинамика, горение в газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателях”. Среди организаторов мероприятия — Новосибирский госуниверситет, академические институты, профильные вузы, предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), авиационные центры ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ.
Новосибирск недаром был выбран местом, куда съехалось несколько десятков специалистов по двигателестроению из самых разных российских городов — Москвы, Казани, Красноярска, Перми, Рыбинска, Самары, Санкт-Петербурга. По словам директора ИТ СО РАН члена-корреспондента РАН Сергея Алексеенко, исследования, соответствующие тематике конференции, в СО РАН проводились фактически со дня основания, достаточно вспомнить таких известных ученых, как академики Владимир Струминский и Сергей Христианович.
Заместитель генерального директора ОДК Дмитрий Колодяжный рассказал об основных направлениях и разработках корпорации, очертив круг тем для сотрудничества. Среди новейших разработок корпорации — двигатель ПД-14 для российского самолета МС-21, испытания которого начнутся в ближайшие несколько месяцев, и двигатель для истребителей пятого поколения второго этапа, который находится в процессе разработки.
“Сейчас корпорация объединяет более 85 процентов всех российских активов по производству газотурбинной техники, и я надеюсь, мы достойно представлены как у себя в стране, так и на мировом рынке. Практически в каждом направлении мы закладываем новые продукты, которые будут обеспечивать нам рентабельность и жизнь страны на ближайшие лет 40”, — отметил Дмитрий Юрьевич.
Среди девяти основных направлений, исследования и разработки в области которых интересуют корпорацию, были упомянуты камеры сгорания и детонационное горение, где, по словам Колодяжного, ставка делается на институты Новосибирского академгородка, а также материаловедение, математическое моделирование, системы активного управления двигателем и другие. Кроме того, ОДК весьма интересно и все, что связано с разработкой наземных газотурбинных установок для производства электрической и тепловой энергии.
Каждая из тем “привязывается” к одному из 15 профильных вузов страны, где организуются определенные группы по интересам, которые начинают развивать данные направления. Такой подход с удовольствием поддержал ректор Новосибирского госуниверситета Михаил Федорук. А декан факультета “Двигатели летательных аппаратов” Московского авиационного института Алексей Агульник предложил сделать такие конференции регулярными и проводить их каждый раз в новом городе, чтобы привлекать как можно больше новых людей, особенно молодежь. “Производственников интересуют компрессоры газотурбинных двигателей, камеры сгорания, задачи акустики, проблемы прочности, системы измерения и технологические процессы производства. В этих направлениях наши специалисты и работают”, — уточнил он.
“У Института теплофизики СО РАН уже есть история взаимодействия с ОАО “Авиа-
двигатель”, ОАО “НПО “Сатурн”, а сейчас мы начинаем выстраивать отношения с широким спектром организаций, КБ, входящих в Объединенную двигателестроительную корпорацию”, — рассказал замдиректора института Дмитрий Маркович.
Следует заметить, что взаимодействовать ученым с ОДК непросто, задачи зачастую ставятся сугубо практические. “Нужно, чтобы исследования приводили к новым техническим решениям, реальному улучшению работы авиадвигателя. Но не надо забывать, что нам важно, чтобы любые практические работы имели академический выход — публикации в престижных журналах”, — заметил заместитель председателя СО РАН академик Василий Фомин. Он также подчеркнул, что академия прилагает все усилия, чтобы сохранить сотрудничество институтов на приоритетных для страны направлениях, следуя мудрости, заключенной в старинной русской сказке: веник удастся сломать, только разъединив его на прутики.
Очевидно, что подобные научно-практические конференции дают возможность “расчистить дорогу” скорейшему применению новых разработок в производстве. Кстати, один из результатов встречи уже налицо: представители ОДК убедились в необходимости создать в Новосибирском академгородке исследовательский центр по ряду научных направлений, важных для отрасли.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

Нет комментариев