Дино с рожками

Обнаружен новый вид рогатого динозавра — древнейший и крупнейший в своем роде, он обитал на территории канадской провинции Альберта. Об этом сообщает PLoS ONE.
Нового динозавра отличает причудливый костный “нимб” — особый вид черепного орнамента. Широкая морда животного окружена капюшоном, похожим на жабо, из многочисленных загнутых рогов. Как у прочих цератопсов — группы рогатых динозавров, на носу у него один вертикальный рог. “Вероятно, над глазами животного также было по рогу. Это один из самых рогатых динозавров, когда-либо живших на нашей планете”, — комментирует открытие один из ведущих авторов статьи в последнем номере журнала PLoS ONE Дэвид Эванс (David Evans), куратор отдела палеонтологии позвоночных Королевского музея Онтарио (Royal Ontario Museum).
Новый вид — Wendiceratops pinhor-nensis — назван в честь известного фотографа и искательницы останков динозавров Венди Слободы (Wendy Sloboda), которая, выгуливая свою немецкую овчарку, заметила торчащие из скалы кости и сообщила о находке профессиональным палеонтологам. Название переводится как “Рогатый динозавр Венди из Пинхорна” — заповедника Pinhorn Provincial Grazing Reserve, на территории которого он был найден, сообщает сайт PaleoNews.ru.
В длину этот динозавр достигал шести метров, а весил больше тонны. По оценкам палеонтологов, жил Wendiceratops около 79 миллионов лет назад, являясь, таким образом, древнейшим представителем семейства крупных рогатых динозавров, к которым относятся известные трицератопсы и цератопсиды. Wendiceratops описан по двум сотням костных останков, принадлежащих по меньшей мере четырем особям (трем взрослым и одной неполовозрелой), которые были найдены в костеносном слое на территории формации Олдман в Южной Альберте. Этот динозавр был травояден, мог объедать низкорастущие растения при помощи своего загнутого, как у попугая, клюва, а затем перетирал их листообразными зубами.
Самой интересной чертой Wendi-ceratops, однако, палеонтологи считают не уникальное обрамление головы витыми рожками, а рог на носу, хотя остатки его фрагментарны. Большой вертикальный носовой рог у Wendiceratops представляет собой старейший пример возникновения этого образования у цератопсов в целом, и, вероятно, именно с этого динозавра и началась эволюция лицевых рогов, считают авторы открытия. Спустя 10 миллионов лет после Wendiceratops на Земле появились трицератопсы. Это были также крупные и травоядные динозавры, на голове которых было два больших рога, а на носу рог поменьше. Рога, очевидно, использовались динозаврами для защиты от хищников, но они же, с большой вероятностью, были своего рода опознавательными знаками той или иной особи, способствовали визуальной коммуникации древних животных, а также привлечению половых партнеров.