Поиск - новости науки и техники

Тонкости стыковки. Мастерская Александра Сокурова вписалась в классический университет.

В Кабардино-Балкарском государственном университете состоялся первый выпуск мастерской Александра Сокурова. За пять лет учебы ребята сняли порядка 50 короткометражных фильмов. Как-то в одном из интервью Мастера спросили, почему он не создал подобную мастерскую в Москве или Петербурге. Режиссер ответил: “Нельзя отрывать взрослых людей от общества, в котором они родились, от национального уклада. Многие потом не возвращаются. А вернувшись, теряют интерес жизни на родине и не занимаются художественным творчеством. Им надо подставить плечо”.
Разными путями приходили в мастерскую слушатели. Александр Золотухин, например, окончил экономический факультет КБГУ. Начал работать, чтобы оплатить… учебу в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. На третьем курсе узнал, что в Нальчике на факультете искусств и СМИ открывается мастерская Александра Сокурова. Бросил Питер и пришел к Мастеру.
Не все, поступившие на этот факультет пять лет назад, выбрали его столь же осознанно, как Александр. “О мастерской услышал случайно, – вспоминает Гаджимурад Эфендиев. – Даже не знал, к стыду своему, о режиссере Александре Сокурове. Когда на вступительных начали спрашивать о “Божественной комедии”, о классических музыкальных произведениях, в панике подумал: куда попал? И на что тратил свое время, вместо того чтобы получать нужные знания? Но отступать было поздно, да и стыдно. Зато сегодня я на равных могу разговаривать с выпускниками московских, петербургских творческих вузов”.
Поступили в мастерскую 15 человек. Окончили 12. Кто-то ушел, не выдержав больших учебных нагрузок, кто-то понял, что кинематограф не его призвание. А несколько человек, наоборот, перевелись в мастерскую с других факультетов.
На первых порах трудно было всем. И Александру Сокурову, избегавшему долгосрочных проектов, понимавшему все сложности стыковки классического и творческого образования. И ректору КБГУ Барасби Карамурзову, долго и настойчиво убеждавшему Мастера в необходимости открытия мастерской. Ректор уверен: именно классический университет должен стать многогранным культурным, интеллектуальным и образовательным центром, способным “взращивать” национальную элиту и республики, и государства.
– Мастерская стала работать по ГОС второго поколения: специальность “Режиссура кино и телевидения” (специализация “Режиссура игрового кино”), – рассказывает декан факультета искусств и СМИ кандидат философских наук Эльдар Дымов. – Естественно, учебный процесс осуществлялся в рамках стандарта. Однако были учтены и многие пожелания Александра Николаевича, внесены корректировки в учебный план. Это позволило гармонично соединить образование классического типа с творческим, сгладить противоречия. Конечно, по стилю, режиму работы мастерская отличается от классического университета. Творческий процесс обучения режиссуре трудно ограничивать временными и прочими рамками. К примеру, если студенты других факультетов университета уходили домой уже после обеда, то студенты мастерской нередко работали до вечера, а то и до следующего утра.
Поэтому, кстати, Александр Сокуров купил ребятам раскладушки. После напряженных лекций и практических занятий ребята садились за монтажные столы, компьютеры… Анализировали снятый материал, монтировали нужные куски, озвучивали… Мастер и педагоги с первых дней учили их универсализму, способности разбираться во всех тонкостях кинематографического процесса.
Основу педагогического коллектива составили преподаватели двух вузов: Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. А вот историю русской и зарубежной литературы читал доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ Борис Аверин.
– Знаете, в школе я тоже “изучал” литературу, но как-то по необходимости, – говорит Гаджимурад Эфендиев. – И только в мастерской понял: культурное обогащение – обязанность каждого человека.
“Сценическое движение” преподавал педагог ГИТИС, профессор, актер театра и кино, каскадер, действительный член Гильдии режиссеров и педагогов по пластике Айдар Закиров. Историю и теорию музыки ребятам читал Джабраил Хаупа – лауреат премии им. Д.Д.Шостаковича Союза композиторов России, Международной премии Мухадина Кандура, Государственной премии КБР, Заслуженный деятель искусств РФ.
– Что ни педагог, то Личность, – говорит Эльдар Дымов. – Кладезь знаний, опыта, интеллекта. Что там ребятам! Мы, взрослые преподаватели, с удовольствием слушали их лекции. Но об одном педагоге хочу сказать особо – Евгении Ивановне Кирилловой. Она ставила технику речи. Делала это, кстати, в свое время и таким признанным сегодня мастерам театра и кино, как М.Боярский, К.Хабенский, И.Ургант, М.Пореченков… Наслаждением было просто общаться с этим удивительным незаурядным человеком.
Мощная река знаний, культуры, интеллекта, несущая свои воды от Мастера и педагогов к студентам, постепенно “намывала” золотые крупицы творческих успехов. Снимать ребята начали уже с первого курса. Потом были кинофестивали в Локарно, Каннах, “Кинотавр”… Недавно студенты мастерской Сокурова приняли участие в международном кинофестивале им. Андрея Тарковского “Зеркало” (г. Плес, Ивановская область). Свои работы представили Малика Мусаева, Александр Золотухин, Гаджимурат Эфендиев, Олег Хамоков.
– Все работы студентов Сокурова резко отличаются от других, выделяются и количеством, и качеством на общем фоне студенческих работ в стране, – считает киновед, куратор регионального кино “Офсайд” фестиваля “2morrow” Алена Шумакова. – Фильмы студентов мастерской Сокурова требуют восприятия серьезного, далекого от жалких подмигиваний жанру комедии или триллера. Они требуют работы души.

Станислав Фиолетов
Фото предоставлено КБГУ

Нет комментариев