Кадры в контурах. ФАНО подтягивает резервы.

В предыдущем номере “Поиска” было опубликовано сообщение ФАНО о том, что в агентстве разработана структура кадрового резерва подведомственных научных организаций. Означает ли появление этой информации, что работа над кадровой программой, которую ФАНО проводило с участием академической общественности, завершена? Какие предложения ученых приняты? Каковы следующие шаги агентства? Мы попросили ответить на эти вопросы Елену Аксенову — начальника Экспертно-аналитического управления ФАНО.

— Елена Ивановна, какова цель готовящейся кадровой программы?
— Создавая программу формирования и развития кадрового резерва подведомственных организаций, наше агентство преследует несколько целей. Основная — это повышение квалификации сотрудников, замещающих или претендующих на замещение руководящих должностей научных организаций и их структурных подразделений. Таким образом мы исполняем поручение главы государства по итогам декабрьского заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
Однако мы решили не ограничиваться лишь этим. Проблемы наших институтов связаны не только с нехваткой квалифицированного управленческого персонала. Уровень ротации и мобильности работников в подведомственных ФАНО институтах ниже, чем в исследовательских учреждениях стран, лидирующих в научной сфере. Поэтому агентство посчитало необходимым расширить понятие кадрового резерва, включив в него не только потенциальных кандидатов на должности руководителей институтов и их заместителей (оперативный резерв), но и научных сотрудников, претендующих на управление отделами, лабораториями, исследовательскими проектами (перспективный резерв), а также специалистов по созданию инновационной инфраструктуры, коммерциализации научных разработок (резерв развития). Все они будут осваивать разные образовательные программы. Как видите, мы намерены сформировать несколько карьерных контуров. Так что те, кто говорит, что ФАНО собирается подготовить несколько тысяч кандидатов в директора, просто не разобрались в сути проводимой нами работы.
— На каком этапе создания программы вы находитесь?
— Напомню, мы организовали две совместные рабочие группы, в одну из которых наряду с нашими специалистами вошли представители Российской академии наук, а в другую — молодые ученые. Были собраны предложения научной общественности о подходах к формированию и развитию кадрового резерва. В опросе, который касался определения его видов, принципов формирования, критериев отбора кандидатов, первоочередных образовательных программ, приняли участие сотрудники более 90% подведомственных агентству научных институтов. Состоялось и много полезных личных встреч руководства ФАНО с представителями РАН и научного сообщества.
Подготовленные по итогам этих дискуссий аналитические материалы, концепция формирования кадрового резерва, программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли широкое обсуждение в академическом сообществе на краудсорсинговой платформе http://fano.crowdexpert.ru/personnel-reserve. На этом интернет-ресурсе зарегистрировалось около 10 тысяч сотрудников научных организаций, которые представили свое видение проблемы.
Хочу их поблагодарить за активность. В ходе обсуждения они направили более 19 тысяч замечаний и высказали порядка 220 предложений по концепции формирования кадрового резерва. Все их можно прочесть на сайте. Основная часть замечаний относится к разделу, в котором описано текущее состояние научного сектора ФАНО. Конкретных идей по развитию кадрового потенциала научных организаций, к сожалению, прозвучало меньше. На заседаниях совместной рабочей группы ФАНО и РАН все мнения были рассмотрены, и многие включены в итоговый текст программы. Решения рабочей группы по поводу каждого предложения зафиксированы в протоколе, который также опубликован на сайте.
— Значит, работа над программой формирования кадрового резерва уже закончена?
— Наоборот, она в самом разгаре. Совместная рабочая группа ФАНО и РАН готовит предложения по определению перечня должностей работников, которые войдут в кадровый резерв. Она определяет квалификационные дефициты для каждой группы должностей, разрабатывает карьерные стратегии для продвижения кандидатов как внутри каждого вида кадрового резерва, так и между разными видами для развития мобильности.
Совместно с организациями социологического профиля ФАНО в самое ближайшее время начнет масштабный анализ кадрового потенциала научных организаций с определением демографических, возрастных, профессиональных характеристик работников. По результатам этого анализа будет построен детальный прогноз кадровых потребностей научных организаций до 2020 года.
Надеемся, что программа формирования резерва научных организаций приобретет законченный вид к ноябрю 2015 года. Разумеется, она будет опубликована и на сайте ФАНО, и на нашей краудсорсинговой платформе. В этот же срок мы выставим там для публичного обсуждения разрабатываемую агентством ведомственную программу, которая установит единые требования к профессиональным навыкам кандидатов и определит образовательные стандарты по подготовке научных управленцев и других категорий сотрудников.
— Речь идет о какой-то другой программе?
— Да, это программа, направленная в основном на вовлечение в орбиту кадрового резерва активной молодежи. Хочется помочь ей повышать исследовательские компетенции при переходе с должности на должность, из проекта в проект.
— Когда начнется реализация намеченных планов?
— Формирование кадрового резерва начнется уже к концу 2015 года. В 2016 году мы продолжим этим заниматься и приступим к системному воздействию на развитие резерва, выявляя путем мониторинга наиболее ярких ученых, видящих для себя перспективы в административной сфере. Кандидаты будут отбираться при помощи специальной информационной системы. ФАНО уже приступило к ее созданию. Она позволит в онлайн-режиме собирать сведения о претендентах и отслеживать их профессиональный рост. Оценка эффективности функционирования и развития кадрового резерва будет проводиться на основе анализа успешности трудоустройства кандидатов.

Беседу вела
Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев