От слона до осьминога

Геном осьминога выявил основу его невероятного интеллекта; о том, что открылось ученым при прочтении всей ДНК этого загадочного беспозвоночного, можно узнать из статьи в Nature.
Существо с восемью щупальцами, вдоль которых расположились присоски, с глазами, имеющими хрусталик почти как у человека, с обширным репертуаром уловок для маскировки и интеллектом, позволяющим вскрывать консервные банки с лакомством, непохоже ни на одно другое на Земле. И геном у него оказался неожиданно большим для моллюска, количество генов, кодирующих белки, у осьминога достигает 33 тысяч, тогда как в геноме человека их всего 25 тысяч. Работу по секвенированию генома калифорнийского двупятнистого осьминога (Octopus bimaculoides) провела международная группа исследователей из Чикагского университета (University of Chicago), Калифорнийского университета в Беркли (University of California, Berkeley), Гейдельбергского университета (University of Heidelberg) в Германии и японского Института науки и технологий Окинавы (Okinawa Institute of Science and Technology). Авторы также изучили экспрессию генов в 12 различных тканях осьминога. По словам одного из руководителей исследования Клифтона Регсдэйла (Clifton Ragsdale) из Чикагского университета, которые приводит Nature News, “избыточное количество генов осьминога связано с разрастанием нескольких специфических генных семейств”. Одной из таких выделяющихся у осьминогов групп генов являются гены, кодирующие протокадгерины, белки, регулирующие развитие нейронов и краткосрочные взаимодействия между ними. У осьминога насчитали 1800 этих генов. Это второе по обширности известное семейство генов после семейства обонятельных рецепторов у слонов, коих 2000.
Анализ генома осьминога выявил также сотни других генов, характерных для этого существа и активных в его специфических тканях. Так, в присосках экспрессируется ряд генов, подобных тем, что кодируют у млекопитающих нейротрансмиттер ацетилхолин, возможно, они и обеспечивают чрезвычайную чувствительность щупалец осьминога. Кроме того, ученые идентифицировали шесть генов, кодирующих белки-рефлектины, которые активны в коже осьминога и определяют то, как от животного отражается свет, то есть в конечном счете его способность к мимикрии. И наконец, об основе осьминожьего интеллекта: в геноме головоногого моллюска присутствует система, позволяющая белкам быстро модифицироваться, изменяя свои функции в различных тканях. Электрофизиологи считают, что этим можно объяснить высокую приспособляемость нервной системы осьминогов к выполнению экстраординарных задач. Некоторые ученые считают, что развитый интеллект осьминога стал результатом борьбы за выживание в среде, где доминировали позвоночные: моллюску пришлось уподобиться им.