Тайна Страшной пещеры. Алтай продолжает дарить открытия археологам.

Находки, сделанные в ходе летней археологической экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН и Новосибирского госуниверситета, возможно, помогут по-новому взглянуть на происхождение человека, установив, как на территории Алтая протекало взаимодействие денисовца (человека третьего вида, открытого несколько лет назад сибиряками), неандертальца и собственно Homo sapiens sapiens.
В результате проведенных ранее раскопок в пещере уже были найдены как орудия каменного века, так и различные предметы (изделия из кости, фрагменты керамики), относящиеся к эпохе бронзы, железному веку и Средневековью. А сейчас ученые обнаружили в пещере Страшной (Алтайский край) костные останки возрастом 35-50 тысяч лет.
— Этот год стал удачным для археологов. В ходе раскопок в плейстоценовых слоях пещеры Страшной удалось обнаружить новые антропологические материалы. В одном из слоев был найден фрагмент ногтевой фаланги человека, чуть ниже — фрагмент черепа, еще ниже — фрагмент ребра, предположительно также принадлежащих человеку. Последним двум находкам может быть не менее 50 тысяч лет, — рассказал заведующий кафедрой археологии и этнографии НГУ доктор исторических наук Андрей Кривошапкин. — Найденные костные останки еще предстоит исследовать в лабораторных условиях. Эти находки могут как подтвердить существующие теории антропогенеза, так и заставить ученых скорректировать их.
Если в обнаруженных костях сохранился органический материал, это даст возможность провести генетический анализ и определить, кому именно они принадлежат. До этого, в 1989 году, в пещере уже были найдены антропологические останки (зубы человека современного типа), но связанные с более поздним этапом верхнего палеолита — чуть более 20 тысяч лет назад. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы в верхних слоях (ногтевая фаланга) оказался человек современного типа с содержанием генов и неандертальца, и денисовца; ниже — неандерталец, так как найденные здесь орудия труда похожи на индустрию Чагырской пещеры, где была доказана принадлежность их неандертальцу; а самый древний фрагмент относился бы к денисовцу. Но это лишь мои фантазии, результаты генетических исследований могут быть неожиданными. В любом случае они помогут пролить свет на вопрос взаимодействия человека современного типа, неандертальца и денисовца на территории Алтая.

Фото предоставлено А.Кривошапкиным и пресс-службой НГУ