Поиск - новости науки и техники

В небо рвутся сильные. Авиация прибавляет вузу амбиций.

Международный форум университетов, готовящих кадры для аэрокосмической отрасли, под названием “Аэрокосмический университет будущего” прошел в рамках Евразийского аэрокосмического конгресса. Представители вузов встретились на нем с руководством Федерального космического агентства, Минпромторга, ЦАГИ и ЦУП – ЦНИИмаш. Речь шла об инновационных подходах в научной и образовательной деятельности в интересах авиакосмической отрасли. Модератором дискуссии выступал первый проректор Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Кирилл Сыпало.
Его доклад о том, какими предстоит стать университетам на примере перемен, происходящих в МАИ, многих из присутствующих заинтересовал. Как заверил докладчик, ключевая задача развития МАИ – создание распределенного (кластерного) аэрокосмического университета на единой методологической и информационной основе с фокусировкой стратегической задачи (МАИ) и региональных специализированных составляющих (на базе филиалов в Жуковском, Королёве, Байконуре, Ахтубинске). Разработку образовательных программ такого университета предстоит вести на основе использования документов государственного и отраслевого стратегического планирования, включая долгосрочный прогноз научно-технологического развития и форсайта компетенций. Первым среди принципов будущего инженерного образования Кирилл Сыпало назвал переход от инжиниринга изделия к управлению инжинирингом всего жизненного цикла продукта (вплоть до проектирования его утилизации) на основе ISO 9100ES/EN. Как пример сетевого взаимодействия авиационных вузов он привел подготовку кадров сразу несколькими университетами для космодрома “Восточный”.
Краткий, но емкий анализ кадровой ситуации сделал Сергей Емельянов, директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России. Сейчас в отрасли трудится порядка 400 тысяч человек, каждый четвертый из них – в научном подразделении или высшей школе. Средний возраст работника авиационной промышленности – чуть выше 44 лет. По мнению экспертов Минпромторга, свежеиспеченные выпускники вузов плохо готовы к труду на предприятиях, особенно после бакалавриата. Студентам нужно предоставлять больше возможности вести исследования на живых проектах, организовывать производственную практику в цехах, выпускающих современные авиаизделия. А разорванную связь между уровнями подготовки надо возрождать, восстанавливая сеть техникумов и колледжей, ответственно и продуманно заниматься пропагандой технических специальностей среди молодежи.
В принципе, ничего нового работник Минпромторга не сказал, но на фоне его высказываний неожиданно ярко прозвучали примеры работы Высшей школы системного инжиниринга (ВШСИ) Московского физико-технического института и Ульяновского государственного университета, в партнерстве с крупными авиастроительными предприятиями уже несколько лет выстраивающего опережающую подготовку кадров для отрасли. Сотрудничество УлГУ с “Авиастар-СП” выглядело в сообщении президента вуза Ю.Полянскова конкретным и практичным, разложенным по шагам, как методичка для желающих воспользоваться опытом. Хотя еще попробуй повтори путь от классического до авиационного, по сути – предпринимательского университета. Может, поэтому и вопросов к ульяновцам не было. А вот к гендиректору АО “Технодинамика” М.Кузюку их оказалось немало: почему в ВШСИ принимают людей не сразу после вуза, а только спустя три-пять лет после получения диплома и при наличии опыта работы? Кто платит за обучение – слушатель или его фирма? Много ли отдают МФТИ за право быть структурой, освященной его именем? Ведь из физтеховских преподавателей в ВШСИ лишь философы и знатоки иностранного языка, с авиацией и космосом не связанные… Максим Кузюк отвечал внятно, только про близость к МФТИ толком не разъяснил. Да и зачем – участникам форума и без всяких версий ясно, что любая образовательная структура под сенью этого вуза обретает дополнительную коммерческую привлекательность.
Несколько особняком выглядел доклад Дениса Лыскова, статс-секретаря Федерального космического агентства, о состоянии и перспективах запуска малых научно-образовательных спутников как в интересах вузов, так и стартапов. Но организаторы форума включили эту тему в программу сознательно, чтобы подвигнуть участников задуматься о новых возможностях, предоставляемых малыми космическими аппаратами образовательному и научному процессу. Поддержал тему директор Института ракетно-космической техники Самарского государственного аэрокосмического университета Сергей Ишков, рассказавший об использовании наноспутниковых технологий для проектного обучения при подготовке высококвалифицированных кадров ракетно-космической отрасли.
Продолжить дискуссию участники форума смогли в расширенном составе в городе Жуковском, где в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС-15) 27 августа состоялись круглые столы по системному инжинирингу, возможностям сотрудничества с отраслью на примере конкретных предприятий, где подробно и обстоятельно говорили о перспективах повышения конкурентоспособности российских вузов и путях быстрого развития аэрокосмической отрасли нашей страны.
Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев