История в асфальте. Тайны битумных озер манят любознательных.

В Азербайджане встречаются более 12 тысяч видов фауны и более 4 тысяч — флоры. Такое богатство объясняется тем, что в стране три климатические зоны и девять климатических типов. Из-за геоморфологического разнообразия Азербайджан называют “природной лабораторией”. Причем в ней можно не только изучать животных и растения нашего времени, но и заглянуть в прошлое — благодаря таким природным феноменам, как Бинагадинское кладбище флоры и фауны четвертичного периода.
Большая часть территории современного села Бинагады, находящегося в нескольких километрах от центра Баку, представляла собой озеро, заполненное природным асфальтом. В летние месяцы его поверхность под лучами солнца сверкала, как водная гладь, и это привлекало птиц. Опустившись, пернатые приклеивались к битуму и погибали от голода и атак собратьев. Хищники дрались друг с другом из-за, казалось бы, легкой добычи и сами становились жертвами, прилипая к поверхности. В холодную погоду “смертельное” озеро покрывалось плоскими корками и скрывало следы произошедших здесь драматических событий. Таким образом, каждое лето число жертв на нем увеличивалось. А само озеро постепенно высыхало.
Бинагадинское кладбище было выявлено в 1938 году. Это место таило в себе миллионы останков животных и растений от четвертичного периода до тридцатых годов прошлого века. Современное село Бинагады так расширилось, что кладбище сейчас охватывает только 1,5 гектара. Толщина асфальта составляет около четырех метров, есть предположения, что под постройками села она еще больше — до семи метров.
В первые годы после открытия этого места были обнаружены останки около 300 видов животных и растений. Среди находок есть несколько видов вымерших млекопитающих: бинагадинские носорог, бык и сайга, апшеронские свинья и полевка, дикобраз Виноградова, и птиц: бинагадинские турухтан и стерх, азербайджанский гусь.
Древние находки, которые сделаны в этом месте, выставляются в Естественно-историческом музее им. Г.Зардаби Института геологии Национальной академии наук Азербайджана. Как рассказал директор музея кандидат биологических наук Тариэль Эйбатов, в коллекции имеются 43 вида млекопитающих, 108 видов птиц, два вида пресмыкающихся, один вид земноводных, более 120 — насекомых, 22 — растений и один вид моллюсков. Некоторые насекомые выглядят, как живые — это объясняется мумифицирующими свойствами асфальта и хитинового покрова, которые защищали их от гниения.
Подобные битумные озера есть и в других регионах Азии, в Северной и Южной Америке. Одно из них находится на территории Лос-Анджелеса и называется Ла Бреа Тар Питс. Естество­испытатели уподобляют Бинагадинское кладбище Ла Бреа. Хотя у них есть и отличия. Например, в возрасте. Азербайджанскому природному объекту, по разным оценкам, от 70 тысяч до 190 тысяч лет, американскому — 60 тысяч лет. Кроме того, они различаются и по видам останков.
Предположение о том, что Бинагадинскому кладбищу почти 200 тысяч лет, высказал в 1996 году сотрудник Института географии НАНА доктор географических наук Сейран Валиев, опиравшийся на данные палеомагнитной датировки хазарского горизонта Каспийского моря. Точно определить возраст кладбища сложно, так как в нем найден в отличие от Ла Бреа только один моллюск — Pupilla frivola. Если бы подобная фауна была в достаточном количестве, тогда датировку можно было бы произвести точнее.
Сейчас НАНА разворачивает совместную с учеными США работу по исследованию битумных озер. А вице-президент НАНА, директор Института геологии, академик Акиф Ализаде предлагает использовать Бинагадинское кладбище четвертичной фауны и флоры как туристический объект, по примеру США, где Ла Бреа Тар Питс приносит доход Лос-Анджелесу.

Саид ГУСЕЙНОВ