Пыльные соседи

В домашней пыли обнаружено свыше 9000 видов микроорганизмов. Это разнообразие зависит от ряда факторов, в том числе и от пола обитателей жилища. Об этом сообщает BBC News.
Ученые из Университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder), проведя анализ образцов пыли из 1200 домохозяйств, расположенных в разных штатах Америки, установили, что тип бактерий и грибов зависит от местонахождения дома, его обитателей и наличия домашних животных. Статья об этом опубликована в Proceedings of the Royal Society B. “Мы занялись настоящим естествознанием”, — цитирует руководителя исследования эколога-эволюциониста Ноа Фирера (Noah Fierer) BBC News. “О том, что наши жилища населены микробами, было известно давно. Мы попытались выяснить, как варьирует их распределение”, — добавляет ученый. Эта работа — часть проекта под названием “Живая природа в наших домах”, относящегося к так называемой “Гражданской науке” (Citizen science), концепции исследований с привлечением широкого круга добровольцев, многие из которых могут быть любителями, не имеющими специального научного образования. Образцы пыли прислали ученым сами хозяева жилищ — 1200 добровольцев. Они собирали материал, в частности, с верхних планок дверных проемов, которые часто оказываются не охваченными уборкой. Генетический анализ всей собранной пыли выявил, по словам ученых, “настоящий зверинец микроскопических созданий”. В среднем в каждом доме обитает около 2000 различных видов грибов, включая хорошо известную плесень родов Aspergillus, Penicillium, Alternaria и Fusarium. Однако грибная экосистема каждого дома зависит от его местонахождения, потому что, как отмечает доктор Фирер, “большая часть грибов, которые мы видим в жилище, вероятно, попадает в него снаружи — через окна и двери, а также заносится на нашей одежде”.
Кроме того, ученые нашли в каждом доме около 7000 разных бактерий. Некоторые, например Staphylococcus и Streptococcus, живут на человеческой коже, тогда как Bacteroides и Faecalibacterium ассоциированы с фекалиями. Но разнообразие видов определяется еще и тем, кто именно живет в доме. “Мы обнаружили совершенно разные бактерии в домах, где живут женщины, и в жилищах, принадлежащих исключительно мужчинам”, — говорит Фирер. Свой вклад в микробную смесь вносят и домашние питомцы, и их влияние, по оценкам ученых, сильнее, чем фактор местности, дизайна жилища или пола его хозяина. Сейчас исследователей интересует, как домашнее микробное сообщество влияет на здоровье человека. И хотя некоторые микроорганизмы могут быть болезнетворны или аллергенны, большинство их, по всей вероятности, безвредно, а может быть, даже и полезно. “Это просто жизненный факт — мы окружены микробами”, — утверждает Фирер.