Света представление. В Университете ИТМО показали, как подменить яйца Фаберже.

Идея вовлечения молодежи в науку с помощью магии оптических иллюзий, основанных на фундаментальных законах физики, была блестяще реализована в Университете ИТМО, где восемь лет назад открылся музей оптики. “Мы действуем как ответственные родители, — заявил тогда декан естественнонаучного факультета профессор Сергей Стафеев. — Если хотим развить в своих детях способность креативно мыслить, то должны создать для них пространство интеллектуальных развлечений, организовать вход в мир инноваций — через музей”.
Действительно, за эти годы музей, где можно лицезреть чудеса оптики — от зеркальных конструкций, воссозданных по чертежам Леонардо да Винчи, до охранной лазерной паутины или напоминающей орган коллекции из 144 стеклоблоков, собранной академиком Гурием Петровским, стал неотъемлемой частью учебного процесса. Но жизнь не стоит на месте. И нынешний Международный год света и световых технологий Стафеев и его коллеги, заручившись поддержкой Греческого института голографии, решили ознаменовать выставкой суперсовременных световых инсталляций, голограмм и оптоклонов “Magic of Light”.
Разместилась она, как и музей, в бывшем доме купцов Елисеевых, на Биржевой линии Васильевского острова, где в середине прошлого века располагался Государственный оптический институт (ГОИ), директором которого был академик Сергей Вавилов, основатель научной школы физической оптики. К ней принадлежал и трудившийся здесь уже в стенах Университета ИТМО (в ту пору ЛИТМО) создатель цветной голографии Юрий Денисюк.
Экскурсии, которые одна за другой проводят студенты университета (а наплыв публики, желающей приобщиться к таинствам световых технологий, почти как в Эрмитаже), начинаются в рабочем кабинете академика Денисюка. Показывая его голографический автопортрет, гид непременно отметит, что этот незаурядный человек — выпускник ЛИТМО.
В других залах — еще более 200 голограмм, самые впечатляющие из которых — 13 оптоклонов оригинальных шедевров из музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Детище XXI века — оптоклоны, или цифровые голограммы, освещенные светодиодами, — позволяют получать визуальные изображения, неотличимые от реального предмета, что, в свою очередь, дает возможность проводить выставки музейных реликвий, тех же драгоценных яиц Фаберже, в разных городах и весях, не перемещая оригиналы.
Столь же выразительны другие примеры практического применения голографии — в образовании, строительстве, медицине: объемные чертежи, модели, томограммы, которые можно анализировать, в том числе, “по удаленке”. Как живые встречают вас поп-идолы эпохи — Мэрилин Монро, Майкл Джексон, Бой Джордж, который, кстати, сам позировал для своей полноцветной цифровой голограммы.
Экспозиция — сплошная интерактивная зона, где можно своими руками провести опыты с тенями и плазменными шарами, порисовать лучом, погрузиться в “окно бесконечности” светового тоннеля, заглянуть в экосад с деревом из лампочек (арт-объект на тему здорового образа жизни и гармонии с природой), прогуляться по лесу, сотканному из световых струн, почувствовать на себе “взгляд ангела”. А во дворе уже изрядно просветленного посетителя ждет волшебный театр LUX AETERNA с лазерами в роли актеров, зеркалами и линзами вместо декораций…

Аркадий СОСНОВ
Фото Салимы САФАРОВОЙ

Нет комментариев