Преданность на пределе. Низкие зарплаты гонят преподавателей из профессии.

Общество устало от реформ. Констатировав этот факт на совместном заседании экспертных групп по направлениям, связанным с развитием образования, разработчики “Стратегии-2020” из Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) обещали учесть его при коррекции стратегических планов. Что бы там кто ни говорил, а реформаторы помнят о чувствах реальных людей и специфике российских организаций. При обсуждении темы “Образование: состояние и перспективы” речь шла и о “культурном” сопротивлении изменениям, и о проблемах модернизации школы как консервативного института в условиях быстро меняющегося мира, и о косности управленцев, не желающих что-либо менять в своей работе. Руководитель группы “Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика” Ярослав Кузьминов подчеркнул: необходимо помнить, что реформирование “затрагивает конкретные интересы конкретных людей”.
Вероятность эффективного результата образовательных реформ, то есть достижения отечественным образованием высокого современного уровня, ректор НИУ-ВШЭ связывает, прежде всего, с ростом вложений в заработную плату преподавательского состава и с его качественным изменением. За предстоящие 10 лет в школах и вузах кадры должны обновиться примерно наполовину, причем наибольшую эффективность вложений следует ожидать от вновь создаваемых институтов и организаций (реформирование давно существующих обойдется дороже, к тому же новые лидеры меньше скованы старыми проблемами). К примеру, в сфере общего образования следует культивировать новые школы с молодыми коллективами, организовывать для них конкурсные программы, создавать конкурентную среду, что заставит школьные учреждения перестраиваться в борьбе за учеников, а значит, и финансирование.
Повышать объем расходов на оплату труда преподавателей вузов эксперты предлагают путем реализации одной из двух моделей. Первая ориентирована на достижение соотношения заработков научно-педагогических работников и средней зарплаты в стране, соответствующего уровню передовых США и Германии, вторая — на обеспечение преподавателей такими заработками, при которых они не нуждались бы в дополнительной занятости. Реализация первой модели предусматривает увеличение затрат на образование к 2020 году в объеме 0,6% от ВВП, второй — 1,2%. Начальное и среднее профессиональное образование особого роста вложений, по словам Ярослава Кузьминова, не требует, необходимо лишь оптимизировать расходы внутри системы. К примеру, в несколько раз сократить сроки обучения “простым” специальностям, например профессии секретаря.
Рассчитывая оптимальные цифры увеличения расходов на зарплату, эксперты основывались на параметрах эффективного контракта с учителями и профессорами. Опросы показали, что повысить лояльность к своей профессии школьным педагогам позволила бы зарплата примерно в 37 тысяч рублей (сегодня средний заработок опрошенных составляет порядка 20 тысяч, и две трети респондентов готовы сменить род занятий ради большего дохода). Претензии профессоров, разумеется, выше. Их средняя ежемесячная зарплата составляет примерно 12 тысяч рублей, а с подработкой — немного более 20 тысяч. Столь низкая денежная компенсация труда этой категории работников высшей школы — удручающая особенность образования в нашей стране. Согласно результатам опросов, в 2009 году примерно половина представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов отказалась бы от дополнительной занятости при заработке, превышающем 50 тысяч рублей.
Одно из условий успешного развития вузовской науки — финансирование долгосрочных программ НИР и НИОКР и участие в них 15-30% научно-педагогических работников. По данным на текущий год, в структуре заработков преподавателей вузов доходы от научной деятельности составляют 34%, в среднем — 13,5 тысячи рублей. Представленные Ярославом Кузьминовым расчеты по первой и второй моделям демонстрируют серьезность нашего отставания в объемах многоканального финансирования образования, особенно в высшей школе. Чтобы, например, догнать по этому показателю немцев и американцев, его прирост должен составить 56%.
Как следует из разъяснений ректора НИУ ВШЭ, к официальной цифре расходов на отечественное образование, которая сегодня составляет 5,5% ВВП, следует сделать поправку, выходящую за рамки простого экономического расчета. На большой территории России необходимо сохранять значительную часть составляющих образовательной сети, содержание которых, с точки зрения экономики, нерационально (примерно половина в общем образовании и не менее трети в профессиональном). Например, по социальным соображениям нужно поддерживать такие образовательные учреждения в сельских и отдаленных местностях. На подобные расходы у государства уходит около 1,5% ВВП, поэтому реальные затраты сегодня составляют порядка 4%. Такова одна из национальных особенностей условий существования российского образования, и при оптимизации финансирования данной сферы с ней следует считаться.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев