С ускорением. Казанские катализаторы вытесняют зарубежные.

Почти все нефтехимические и нефтеперерабатывающие технологии связаны с катализаторами. Разработка и применение веществ, ускоряющих химические реакции, — основная научная составляющая технологического процесса, главный фактор, определяющий эффективность производства, стоимость и качество продукции.
Неудивительно, что ведущие мировые компании постоянно совершенствуют существующие катализаторы и создают новые. Сегодня с их использованием в США производится более 50% ВВП, в России же — только 15%. При этом номенклатура зарубежных катализаторов в несколько раз превосходит отечественный перечень, и нефтяной отрасли, базовой для нашей экономики, приходится закупать импортный продукт. Вывод напрашивается сам собой: нужно активно заниматься импортозамещением. Надо сказать, ситуация уже меняется к лучшему. Во многом благодаря ученым Казанского (Приволжского) федерального университета.
Совместный проект исследователей КФУ и инженеров крупнейшего профильного предприятия в Европе “Нижнекамскнефтехим” позволил создать производство отечественных катализаторов синтеза мономеров для получения каучуков, полимеров, резин, вытеснив с российского рынка продукцию мировых лидеров — нефтегазовых компаний Shell и ВASF. В результате реализации этого проекта была запущена катализаторная фабрика ООО “Катализ-Пром”, продукция которой сегодня успешно эксплуатируется на производственных мощностях “Нижнекамскнефтехим”.
“Ученые крупных университетов России начинают работать и на потребности реального сектора экономики. Сегодня мы с вами становимся свидетелями запуска этого важного для нашей промышленности процесса”, — отметил ректор КФУ Ильшат Гафуров на открытии совместного с “Нижнекамскнефтехим” производства.
“Нефтехимия, нефтедобыча, нефтепереработка”, “биомедицина и фармацевтика”, “информационные и аэрокосмические технологии”, “перспективные материалы” — приоритетные для КФУ направления. Исследованиями в области нефтехимии занимаются ученые Химического института им. А.М.Бутлерова и Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ.
По результатам ежегодных рейтингов Министерства образования и науки РФ Химический институт им. А.М.Бутлерова делит 1-3-е места с химическими подразделениями Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. В 2014 году он расположился на второй строчке после Института химии СПбГУ. Сегодня инфраструктура Химического института полностью доведена до современного мирового уровня — во многом благодаря появлению нового лабораторного корпуса. На восьми этажах нового здания расположены 37 научно-исследовательских лабораторий.
За последние три года казанские ученые также разработали новые катализаторы изомеризации, селективного гидрирования, адсорбенты для очистки и осушки различных газов. Они уже прошли опытно-промышленные испытания и готовы к внедрению в промышленную практику.
Развитию этого важного для страны направления способствует и международное сотрудничество — в августе нынешнего года Казанский (Приволжский) федеральный университет и датская компания “Хальдор Топсе” заключили договор о разработке катализатора получения стирола, необходимого для производства полимеров.
“Активную работу ученые нашего университета ведут и с крупнейшими в России компаниями отрасли — группой “ТАИФ” и “Татнефть”, — рассказывает проректор по научной деятельности КФУ, директор Института геологии и нефтегазовых технологий вуза Данис Нургалиев. — Взаимодействие затрагивает такие важные направления, как каталитическое снижение вязкости сверхвязкой нефти (соответствующие технологии позволят повысить эффективность освоения месторождений), а также переработка тяжелых остатков и битуминозных пород для получения светлых нефтепродуктов и увеличения глубины переработки нефти”.
По сравнению с добычей обычной нефти разработка месторождений высоковязких нефтей и битумов — капиталоемкий и дорогостоящий процесс, требующий уникального оборудования и новых технологий. С целью создания таких технологий в Казанском университете было создано несколько лабораторий. Некоторые из них расположены в новом лабораторном корпусе Химического института им. А.М.Бутлерова. Этот мощный научно-исследовательский комплекс, оборудование которого соответствует современному мировому уровню, уже стал важным элементом нефтехимического кластера Республики Татарстан.

Фото 1. Новый лабораторный корпус Химического института им. А.М.Бутлерова КФУ.
Фото 2. Открытие фабрики ООО “Катализ-Пром” по производству катализаторов, разработанных учеными КФУ.
Фото 3. Лабораторные испытания катализаторов, разработанных учеными Химического института.
Фото 4. Визит представителей компании “Хальдор Топсе” в лабораторию адсорбционных и каталитических процессов отдела физической химии Химического института.
Фото 5. Пилотные испытания катализаторов.

Пресс-центр КФУ