Обоюдный интерес. ТГУ нашел в Сарове надежного партнера.

Первые контакты между Российским федеральным ядерным центром ВНИИ экспериментальной физики с Томским госуниверситетом были налажены еще в начале 1960-х годов, когда несколько выпускников спецотделения ТГУ были распределены в город Арзамас-16, нынешний Саров. Следующие почти полвека прошли в относительном затишье: ядерный центр был очень “закрытым”. Но в 1998 году, с появлением у НИИ экспериментальной физики гражданской тематики, совместная работа возобновилась.
— В 1998 году мы заключили с РФЯЦ-ВНИИЭФ договор, в котором было обозначено, что ежегодно центр готов принимать до 20 наших выпускников, — рассказывает Эрнст Шрагер, декан физико-технического факультета ТГУ. — Реально каждый год от нас в Саров уезжают примерно шесть-семь человек, на сегодняшний день мы распределили туда в общей сложности около 40 выпускников.
В ядерный центр уезжают не только молодые специалисты, окончившие физико-технический факультет (партнер РФЯЦ-ВНИИЭФ), но и выпускники мехмата, факультета прикладной математики и кибернетики и радиофизического факультета. Кстати, чаще всего в Саров перебираются лучшие — отличники. Что же привлекает томских студентов в закрытом городе?
Ядерный центр предлагает специалистам все условия не только для работы, но и для комфортной жизни: неплохую зарплату, общежитие, возможность участвовать в жилищных программах, без отрыва от работы учиться в аспирантуре. А чтобы увидеть Саров своими глазами, пятикурсники могут приехать в центр и пройти преддипломную практику или выполнить дипломное проектирование.
— Об уровне подготовки выпускников ТГУ у нас сложилось очень хорошее мнение. Мы ведь приезжаем “за специалистами” не во все вузы, а в те, к которым у нас есть интерес, — во время одного из традиционных визитов в Томск объяснил ведущий специалист по кадрам РФЯЦ-ВНИИЭФ Сергей Жижин.
Результаты сотрудничества проявляются и на научной, и на производственной ниве. Например, в 2011 году один из “распределенцев” Томского госуниверситета — выпускник физико-технического факультета Денис Гуляев — защитил кандидатскую диссертацию. Уехав после окончания вуза на работу в Саров, он поступил в заочную аспирантуру в ТГУ, здесь же и защищал свой научный труд. В то же время ядерный центр и ТГУ выполняют совместные хоздоговорные работы, связанные с математическим моделированием на вычислительной технике, в которых принимают участие также студенты и аспиранты.
Три года назад — в 2008 году — в РФЯЦ-ВНИИЭФ был открыт филиал кафедры прикладной аэромеханики физико-технического факультета ТГУ. Целью создания была оптимизация отношений между университетом и НИИ экспериментальной физики. Во-первых, так студенты, проходящие практику и готовящие диплом в Сарове, не теряют связи с головной кафедрой в Томске. Ну, а в перспективе филиал нужен обеим сторонам для подготовки совместных проектов, один из которых сейчас запускается. Кроме того, РФЯЦ-ВНИИЭФ и ТГУ планируют войти в технологическую платформу Росатома.
Среди множества партнеров Томского государственного университета центр в Сарове является одним из важнейших, ведь работа с РФЯЦ-ВНИИЭФ ведется “на всех фронтах”: научном, образовательном, инновационном. В год 65-летия ядерного центра томские коллеги желают юбиляру дальнейшего динамичного развития и процветания, формирования новых деловых контактов и укрепления традиционных связей, таких как с ТГУ — взаимовыгодных и проверенных временем.

Татьяна АРСЕНЬЕВА