Испытание слиянием. Объединение вузов проверяет бренды на прочность

Процесс реорганизации вузовской сети, начавшийся несколько лет назад с создания первых федеральных университетов и продолжающийся ныне, остается одной из самых обсуждаемых и критикуемых в обществе инициатив Минобр­науки. Как закрытие наиболее неблагона­дежных, так и слияние сильных и слабых учебных заведений с целью повышения всеобщей эффективности проходит достаточно болезненно и, с точки зрения подавляющей части экспертов и представителей образовательного сообщества, пока не приносит заметных положительных результатов. Объединение стало серьезным испытанием не только для тех коллективов, которые в итоге теряют свою самостоятельность, но и для университетов, к которым их присоединяют. Сегодня открытый разговор ректора такого вуза с журналистами — событие нерядовое. На днях его инициатором стал руководитель Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Виктор Гришин (на снимке), поделившийся с представителями СМИ планами работы по созданию объединенного исследовательского университета со специальным статусом “базовый вуз Министерства образования и науки РФ в сфере экономического образования”.

За несколько последних лет РЭУ им. Г.В.Плеханова переживает уже четвертое объединение. Ранее к нему были присоединены Межотраслевой институт повышения квалификации, Саратовский государственный социально-экономический университет и Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ). После того как завершится присоединение Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), образуется целая учебная корпорация с почти 50 филиалами, порядка 82 тысячами студентов и почти 5 тысячами преподавателей. Она, по задумке Минобрнауки, и будет представлять собой опорный вуз министерства, вопросы эффективного функционирования которого сейчас прорабатывают группы представителей РЭУ и МЭСИ.
— На мой взгляд, полного осознания того, что такое базовый вуз, у нас пока нет, — считает Виктор Гришин. — В законодательных документах это достаточно четко не описано. Как я понимаю, такой университет должен готовить образовательные программы, которые могли бы быть тиражированы в другие вузы соответствующего профиля. Чтобы создать эти модельные программы, нужны серьезные исследовательские, экспертные работы. Модули программ должны учитывать все возможные потребности заказчиков кадров самых разных вузов.
На вопрос, насколько страна нуждается сегодня в такого рода университетах, ректор ответил:
— Считаю, что потребность в базовом вузе есть. Качество экономического образования вызывает много нареканий у работодателей, которые говорят о нехватке квалифицированных специалистов, профессионалов. Необходимо улучшать программы, уровень преподавания и сам процесс экономического образования. В последнее время оно стало одним из наиболее доступных в России, после того как в 1990-х годах открылось избыточное число вузов и факультетов этого профиля, включая немало учебных заведений с низким уровнем обучения. Сегодня сфера сужается: министерство ограничивает выдачу лицензий, не аккредитует в прежнем количестве образовательные программы. Но базовый вуз необходим, в том числе с точки зрения совершенствования этих программ и улучшения подготовки преподавателей.
За два последних года РЭУ им. Г.В.Плеханова сумел в непростых условиях сохранить хорошие показатели репутации среди работодателей и количества студентов на одного преподавателя. Особой работы на сегодняшний день требует, прежде всего, выполнение такого критерия, как академическая репутация. Она оценивается на основе опроса преимущественно зарубежных экспертов, в то время как, по словам ректора, пока университет может рассчитывать в основном на отзывы российских и казахстанских. Необходимо усилить и исследовательскую составляющую, развивать систему стимулов для ученых, ориентировать их на сотрудничество с зарубежными коллегами. Реорганизационные сложности не помешали университету войти в ряд международных рейтингов, удержать позиции и даже подниматься по шкале ранжирования. К примеру, в последней версии QS World University Rankings вуз стал выше на 46 мест.
Ректор поделился с журналистами и проблемами, сопровождающими процесс объединения.
— Опыт работы по состыковке образовательных программ, решению имущественных вопросов и т.п. у нас уже есть. Однако труднее всего объяснять людям причины сокращения и перестановки кадров. Стараемся действовать объективно: кадровые решения принимает комиссия, в которую на равных входят представители обоих вузов. Процедура непростая, и зачастую она касается личностного статуса. Делаем все, чтобы минимизировать для каждого человека потери, включая материальные. Тех студентов, которые переходят к нам из других вузов, беспокоят смена привычных требований и цены за обучение. Наши, со своей стороны, не согласны получать те же услуги за большие деньги, чем новички. Здесь нас поддерживает министерство, компенсируя потери из бюджетных средств, причем и те, что связаны с приходом низкооплачиваемых студентов, и те, которые необходимо нести в связи с повышением зарплат новым преподавателям, — пояснил Виктор Гришин.
Представители СМИ поинтересовались и обратной стороной объединения. Какой синергетический эффект ожидается от слияния потенциалов? Что приобретает брендовый университет в результате объединения?
— Мы уже усилились по юридическим специальностям благодаря РГТУ. МЭСИ — университет с высокой 80-летней репутацией, он, в частности, превзошел многие вузы страны в развитии онлайн-образования. Возьмем все лучшее, — заверил ректор.

Татьяна Возовикова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев