В союзе с киллером. К гену, убивающему опухоли, приставили помощника

Есть болезни, названия которых психологи советуют упоминать пореже. Между тем некоторым людям по роду своей деятельности приходится постоянно употреблять термины, обозначающие такие заболевания. Это, как можно догадаться, врачи, а также ученые, которые ищут и предлагают новые более эффективные лекарства и методики. К их числу принадлежит научный сотрудник лаборатории онкогеномики Института молекулярной генетики РАН Ирина АЛЕКСЕЕНКО. Ее проект “Исследование физиологических эффектов генно-терапевтического противоопухолевого препарата АнтионкоРАН-М в организме” получил поддержку в виде гранта Президента РФ. Молодой ученый рассказала нашему корреспонденту о проблемах лечения тяжелых недугов и новом, очень перспективном препарате, который подарит надежду считающимся безнадежными больным.

— Новый противоопухолевый генно-терапевтический препарат Анти-онкоРАН-М предназначен для лечения рака головы и шеи, — рассказывает Ирина Васильевна. — Он разработан под руководством академика Евгения Давидовича Свердлова на базе трех институтов РАН: молекулярной генетики, биоорганической химии и биологии гена. Препарат представляет собой генную конструкцию, упакованную в специальную оболочку, которая обеспечивает ее доставку непосредственно в опухоль. Упомянутая конструкция содержит ген тимидинкиназы вируса простого герпеса HSVtk (этот ген-убийца обеспечивает гибель раковых клеток) и ген — стимулятор иммунной системы GM-CSF. Сегодня в мире еще нет зарегистрированных аналогов АнтионкоРАН-М. Правда, ряд препаратов, в которых используется ген-убийца, проходит клинические испытания. Два противоопухолевых генно-терапевтических средства находятся сейчас на третьей фазе клинических испытаний. Это препараты T-VEC и Cerepro. В их основе те же гены, что и в АнтионкоРАН-М: ген GM-CSF в T-VEC и HSVtk в Cerepro. Уже по этому можно догадаться, что они не аналогичны препарату, с которым работаем мы, ибо каждый из них содержат только один из генов, а АнтионкоРАН-М — комбинацию из двух. И таким образом сочетает в себе суицидальную генную терапию (наличие гена-убийцы) с иммунотерапией. Для доставки терапевтических генов в препаратах T-VEC и Cerepro используются вирусы, которые иммуногенны, очень дорогие, сложные в производстве и небезопасные. В качестве носителя терапевтической конструкции в препарате АнтионкоРАН-М используется блок-сополимер, разработанный на базе Института биологии гена РАН под руководством профессора Александра Сергеевича Соболева. Он не патогенен, не иммуногенен и низкотоксичен, что позволяет многократно повторять курсы лечения. При этом производство блок-сополимера достаточно дешевое.
— Как лечат таким препаратом?
— Терапия включает две стадии. Сначала пациенту внутрь опухоли вводят АнтионкоРАН-М. Затем внутривенно — нетоксичное пролекарство, которое в опухолевых клетках под действием препарата превращается в токсин, приводящий к гибели раковых клеток. Образующиеся токсины способны проникать в соседние опухолевые клетки, не получившие препарат, вызывая и их гибель, что значительно увеличивает терапевтический эффект.
На базе Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена мы провели под руководством профессора Раисы Ивановны Якубовской основные доклинические испытания АнтионкоРАН-М, в ходе которых доказана его безопасность и высокая эффективность (увеличение продолжительности жизни пролеченных животных по сравнению с контрольной группой на 72-86%, в зависимости от типа опухоли). В дальнейшем мы планируем завершить доклинические испытания и получить разрешение на клинические испытания I и II фаз. К слову, в 2014 году препарат был включен в список важнейших достижений РАН.
— Какие физиологические эффекты от действия препарата вы собираетесь исследовать?
— В рамках проекта, отмеченного грантом Президента РФ, будем изучать фармакокинетику препарата, то есть механизмы его трансформаций в организме и распределения по органам и тканям. Конечно, полученных средств недостаточно для проведения полномасштабных фармакокинетических исследований, но часть работ все же сможем выполнить.
Мы длительное время вели исследования мишеней терапевтического воздействия на злокачественные опухоли. Занимались разработкой универсальных, эффективных и недорогих в производстве противораковых генно-терапевтических препаратов. Результатом этого и стал АнтионкоРАН-М. Действие лекарства основано на сочетании ингибирования репликации ДНК в раковых клетках и индукции противоопухолевого иммунного ответа. Сейчас создаем и оптимизируем системы, сочетающие принципы генной терапии и иммунотерапии рака. Мы в поисках эффективного способа лечения рака головы и шеи.
— Ваш препарат может кардинально изменить ситуацию при лечении определенных онкологических заболеваний?
— В настоящее время возможности лечения рака головы и шеи очень ограничены. Хирургическое лечение, как самостоятельный вариант, используется только у некоторых пациентов на
I и II стадиях заболевания, приводя к резкому ухудшению качества жизни. Конкурентная химиолучевая терапия, в которой в качестве радиомодификатора используются в основном платиносодержащие препараты, сегодня — основной подход к лечению локальных форм рака головы и шеи. Но такое лечение сильно токсичное, побочные эффекты небезо­пасны для жизни больных, поэтому часто приходится делать перерывы в лечении, а это значительно снижает его эффективность. Основная особенность лучевой терапии — невозможность ее многократного проведения (из-за превышения максимально переносимой дозы), вследствие чего при рецидивах заболевания применение лучевой терапии крайне ограничено. Такой способ не эффективен при метастатических формах заболевания из-за обширности зоны поражения. Для пациентов с метастатическими и рецидивными формами рака применяют химиотерапию, которая низкоэффективна при этом типе рака: опухоль реагирует на химиотерапевтическое лечение в 20-30% случаев, но и это не приводит к увеличению продолжительности жизни пациентов.
Уже на стадии доклинических испытаний мы начали работать с ведущими клиницистами Института им. П.А.Герцена. Уже провели испытания препарата на фоне лучевой терапии при участии главного внештатного радиолога Минздрава России профессора Евгения Витальевича Хмелевского. Наши эксперименты показали, что внутриопухолевое введение АнтионкоРАН-М на фоне лучевой терапии увеличивает продолжительность жизни животных на 91% по сравнению с контрольной группой, в то время как подобный показатель одиночной лучевой терапии — только 28%.
— Как вы оцениваете перспективы внедрения АнтионкоРАН-М в нашей стране?
— После завершения доклинических испытаний нам придется решать ряд сложных проблем. В первую очередь они связаны с тем, что в России разрушена система взаимодействия между ученым и производством. Сейчас у нас финансирования хватает только на завершение основных этапов доклинических испытаний. Следующая стадия работ требует огромных затрат. Она включает доклинические испытания на крупных животных, клинические испытания, патентование, лицензирование, производство, продвижение лекарства на рынок. На Западе эту стадию оплачивает производитель, в России финансировать некому, особенно в условиях кризиса. Российские фармкомпании предпочитают не вкладывать деньги в разработку новых противоопухолевых препаратов, так как это большой риск. Новый препарат может оказаться неэффективным, даже когда почти все клинические испытания пройдены. По статистике, только один из 250 препаратов, успешно прошедших доклинические испытания, внедряют в практику. Получается, что часто фармкомпания тратит деньги впустую. А цена клинических испытаний очень высока, например, в США она варьирует от 500 миллионов до
1 миллиарда долларов. Поэтому наши фармкомпании охотно производят дженерики, то есть уже опробованные препараты с истекшим сроком патентной защиты, а инновационные лекарства мало кого интересуют. Так что говорить о перспективах внедрения созданного нами препарата пока рано. И все же мы очень надеемся: препарат успешно пройдет испытания, после чего АнтионкоРАН-М станет новым инструментов в борьбе с раком головы и шеи, что позволит лечить пациентов, которые сегодня считаются безнадежными.

Василий ЯНЧИЛИН
Иллюстрации предоставлены И.Алексеенко

Нет комментариев