Запросы под вопросом. РАН ограничивают в праве переписки

“О неправомерных запросах” — озаглавленное так письмо от первого заместителя руководителя ФАНО Алексея Медведева недавно получили директора подведомственных агентству организаций (документ имеется в распоряжении редакции). “Дождались, ФАНО наконец-то занялось снижением бюрократической нагрузки”, — порадовались многие. И, в общем, не ошиблись. Действительно, в послании говорится о том, какие требования о предоставлении информации административно-управленческие службы институтов имеют право игнорировать.

Вал всевозможных запросов нарастает, и его надо как-то ограничить, ученые об этом буквально вопиют. Однако предложенный ФАНО выход вызывает изумление: агентство призвало подведомственные структуры не отвечать только на обращения, приходящие из Российской академии наук! На свои запросы ФАНО никаких ограничений не наложило. Зато составило подробную инструкцию, разъясняющую, под какими предлогами можно отказать РАН в передаче данных.
Формальные основания в отказе переписаны из Постановления Правительства РФ №764 от 2 августа 2014 года, которое утвердило правила предоставления РАН научной и научно-технической информации. Надо отметить, что некоторые пункты этого документа весьма туманны. Непонятно, например, как администрация института будет определять, связан ли поставленный в письме вопрос “с целями и основными задачами Российской академии наук”. Первый замруководителя ФАНО попытался расшифровать эту расплывчатую формулировку аж на четырех страницах, но не слишком в этом преуспел. Его комментарий в  основном свелся к доказательству того, что ФАНО играет в оценке институтов более важную роль, чем РАН.
В конце письма Алексей Медведев сообщил: ФАНО создает собственную “информационную систему сводной отчетности”, которой академия и должна будет пользоваться, не обращаясь в научные организации за дополнительными сведениями. Ввести информационную систему в эксплуатацию предполагается в 2015 году. А пока представитель агентства рекомендует директорам при получении из РАН “запросов, не удовлетворяющих установленным требованиям, и с целью пресечения такой практики переправлять эти запросы в ФАНО”.
Справедливости ради надо сказать, что в послании Алексея Медведева содержится обещание после введения собственной информационной системы “отказаться от дублирующих запросов в адрес подведомственных организаций”. Однако пока изменений к лучшему не заметно. В институте, который передал в редакцию письмо о неправомерных запросах, нам сообщили, что недавно они получили требования ФАНО, ввергнувшие и без того перегруженные административные службы в очередной круг бумажного ада. Один документ требует  ежеквартально предоставлять сведения “о ходе реализации антикризисных мер в сфере государственных закупок”. В другой бумаге содержится указание срочно скорректировать и направить в ФАНО планы мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений с пояснительными записками “о внесенных изменениях в значения целевых показателей, цели, задачи и мероприятия “дорожной карты”.
По сравнению с этими  бюрократическими шедеврами подготовка научных отчетов для РАН не кажется институтам самой большой проблемой. Складывается впечатление, что цель письма о неправомерных запросах — столкнуть лбами институты и РАН. Заботясь о благе подведомственных организаций, ФАНО могло бы непосредственно выйти на академию, с которой у агентства существует соглашение о сотрудничестве, подкрепленное регламентами взаимодействия.
Эта история показывает, чего на деле стоит пресловутое правило “двух ключей”, внедрением которого в систему управления академическими институтами власть так гордится. Впрочем, в академических кругах с некоторых пор бытует шутка: ключи-то, может, и есть, да они от разных дверей.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев