Скромность не украшает. Сайтам российских вузов прописана доступность

В сентябре участникам семинара “Мировая известность российских университетов в интернет-пространстве с точки зрения рейтинга Webometrics”, организованного Проектным офисом Проекта 5-100 совместно с Национальным исследовательским ядерным университетом “МИФИ” (НИЯУ МИФИ), представилась редкая возможность. Специалисты наших вузов получили практические советы по продвижению напрямую от руководителя команды Webometrics. Главный редактор Исидро Агильо дал мастер-класс для более чем 100 представителей 30 ведущих российских университетов по развитию интернет-сайтов, которое в итоге должно способствовать интеграции наших вузов в международное образовательное сообщество.

В начале семинара состоялся круглый стол “Лучшие практики международного интернет-продвижения ведущих российских университетов, обсуждение методики и результатов рейтинга Webometrics”. Заместитель исполнительного директора Проектного офиса Проекта 5-100 Надежда Полихина акцентировалась в своем докладе на особенностях и недавних изменениях методики рейтинга. В последней редакции он вышел в августе текущего года, охватив ранжированием более 22 тысяч университетов мира.
Напомним, что оценка работы вузов в интернет-пространстве проводится по четырем критериям. Это присутствие — количество страниц, размещенных на главном домене университета и проиндексированных мировыми поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search и Exalead; влияние — количество внешних (обратных) ссылок на официальный сайт вуза и качество источников этих ссылок; заметность (открытость) — объем данных в открытом доступе, работа университета по формированию собственных архивов научных публикаций в формате pdf, а также научное превосходство, то есть количество публикаций вуза, входящих в 10% наиболее цитируемых работ. Сами индикаторы никаких изменений не претерпели, изменились их веса. Наибольший имеют второй и четвертый критерии — 50 и 30% соответственно.
Надежда Полихина обратила внимание на то, что с июля этого года эксперты анализируют только те вузовские сайты, доступ к которым возможен ежедневно и круглосуточно. Еще одно изменение: если прежде при наличии у университета двух веб-страниц для оценки выбиралась лучшая, то теперь — только новая, та, с которой есть переадресация на поддерживаемый ранее старый сайт.
Представитель Проектного офиса сообщила, что ни один наш вуз не был замечен в так называемых плохих практиках искусственного завышения рейтинговых показателей. Например, когда один файл выдают за несколько, разбив его на части, используют сторонний контент и т.п.
Движение российских университетов в рейтинге идет с переменным успехом, непросто приходится и участникам Проекта 5-100. В очередной версии Webometrics по сравнению с 2014 годом продвинулись только НИЯУ МИФИ (с 998-го на 814-е место), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (с 1049 на 1021), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (с 1104 на 991) и Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС” (с 2363 на 2098). О том, что при оценивании берутся в зачет последние пять лет, а отечественные вузы лишь недавно вступили в рейтинговую борьбу и потому скорых побед ждать не следует, коллегам напомнил проректор НИЯУ МИФИ Владимир Ужва. По мнению его коллег, не стоит рассчитывать и на то, что при изменении параметров авторы учтут интересы университетов, не входящих в две первые сотни рейтинга.
Претензии наших специалистов вызывает и недостаточная открытость применяемой составителями методики. Данное обстоятельство, к примеру, не позволяет без серьезных затрат на дополнительное программное обеспечение сравнивать свои параметры с данными конкурентов и четко отслеживать влияние усилий вузов на их результативность, а это затрудняет выбор вектора стратегии. В ходе круглого стола прозвучало предложение постоянно обмениваться опытом продвижения в рейтинге, который один из представителей вузов сравнил с “черным ящиком”.
Между тем Исидро Агильо пояснил, что изменения необходимы для повышения объективности ранжирования, прежде всего, путем отсекания вышеупомянутых плохих практик. Он отметил рост усилий наших вузов, однако, по его мнению, работать надо интенсивнее, поскольку конкуренты ускоряются еще быстрее. Чтобы увеличить темпы роста своих показателей, необходимо в первую очередь привлечь в деятельность по расширению присутствия университета в интернет-пространстве больше людей. “Наполнение контента обязательно для всей команды вуза — сотрудников факультетов, преподавателей, выпускников, библиотекарей… Все должны быть вовлечены в эту работу, а не только специалисты IT и PR”, — уверен главный редактор Webometrics.
В своих рекомендациях он придал особое значение институциональным репозиториям (публично доступным электронным архивам результатов научных исследований и публикаций), наличие которых оказывает прямое влияние на показатель открытости университета для пользователей глобальной сети. Согласно приведенной испанским экспертом статистике, в России только 21 университет из более чем тысячи имеет такие хранилища. Показатель весьма скромный! По определению главного редактора, институциональные репозитории — это место публикаций наиболее качественных документов, “богатств университета”.
Еще один важный совет эксперта касается языкового аспекта наполнения контента вузовских сайтов. Посетители веб-страниц наших университетов порой почти стопроцентно русскоязычные. Исидро Агильо подчеркнул, что изменить эту ситуацию, которая непосредственно влияет на развитие интернационализации российских образовательных учреждений высшей школы, невозможно без увеличения публикаций статей и презентаций на английском языке. Важно, по его мнению, учитывать и такие детали, как предоставление подробной информации о вузе (включая географическое положение) для тех, кто впервые попадает на его веб-страницу, или уход от использования сокращений, непонятных большинству международных пользователей.
Составители рейтинга, заметил эксперт, принимают во внимание всю информацию, размещаемую на университетских сайтах, включая и ту, что относится к внеучебной и вненаучной деятельности — спорт, общественная и международная работа и др. Он призвал развивать эту часть контента, увеличивать количество ссылок путем расширения контактов не только с другими вузами, но и с общественными организациями и группами, библиотеками, больницами, предприятиями, музеями, спортивными командами.
В перспективе, как сообщил главный редактор рейтинга, составители намерены учитывать и индивидуальные публикации в социальных сетях, поддерживая таким образом свою традицию регулярного включения новых источников информации. “После их исследования на полезность, разумеется”, — добавил эксперт.
В своем выступлении он напомнил, что Webometrics — некоммерческий проект. Исследование, на основе которого составляется рейтинг, проводится лабораторией Cybermetrics. “Мы работаем в составе испанского Национального исследовательского совета (CSIC), — уточнил Исидро Агильо, добавив, что эта общественная организация — “эквивалент РАН”. — Проект — часть нашей исследовательской деятельности. Ее суть и цель состоят в продвижении открытых инициатив и расширении доступа ко всей качественной информации, производимой университетами как надежными общественными институтами”.

Татьяна Возовикова
Фото предоставлено Проектным офисом Проекта 5-100

Нет комментариев