Динозавры на снегу

Открыт новый вид утконосого динозавра, который, обитая на Аляске, был способен переживать месяцы темноты и холода. С подробностями — Live Science.

Останки существа, бродившего по снегам Аляски 69 миллионов лет назад, откопали палеобиологи из Университета штата Флорида (Florida State University) и их коллеги из Университета Аляски (University of Alaska) в Фэрбенксе. Каким образом девятиметровому травоядному удавалось выживать в холоде Северного полярного круга, неясно, тем не менее обнаруженные 10 тысяч костей молодых особей установили своеобразный рекорд: никогда еще останки динозавров не находили на этих широтах. “Динозавры на далеком севере коренным образом меняют наши представления о физиологии этих животных… и возникает естественный вопрос: как же они здесь жили?”, — приводит слова руководителя исследования Грега Эриксона (Greg Erickson) из Флориды издание Live Science. На останки “полярного динозавра” первыми наткнулись геологи-нефтеразведчики в середине 1980-х, откапывать их начали археологи Университета Аляски десятью годами позже. Ученые из Флориды подключились к коллегам из Фэрбенкса совсем недавно, и по некоторым ключевым костям они установили, что имеют дело с совершенно новым видом. Его название — Ugrunaaluk kuukpikensis, что на языке эскимосов Аляски инупиак означает “древнее пасущееся животное реки Колвилл”.
Во времена обитания этих динозавров — в позднем меловом периоде — на Земле было теплее, и там, где сейчас бόльшая часть Аляски, росли деревья. Тем не менее на 80 градусах северной широты температура и в те времена не поднималась выше 6°С, зимы там должны были быть снежными и темными. Нынешняя находка — не единственное свидетельство присутствия динозавров на Аляске, здесь — в Национальном парке Денали, что в самом центре Аляски, — находили следы, оставленные другими утконосыми, а также отпечатки лап растительноядных клювастых и рогатых цератопсов, двуногих теризинозавров и летающих рептилий птерозавров. Вид “древнего пасущегося животного реки Колвилл” — самый северный пример окаменелостей динозавров. Большинство костей Ugrunaaluk kuukpikensis извлечены из одного породного слоя под названием костеносный слой Лискомба, который входит в геологическую формацию Принс-Крик, образовавшуюся из отложений на арктическом побережье 69 миллионов лет назад. Палеонтологи видят большое сходство этого вида с также утконосыми эдмонтозаврами, которые жили 70 миллионов лет назад, но гораздо южнее, на территории нынешних штатов Альберта, Монтана и Южная Дакота. Арктический утконосый динозавр, по мнению ученых, мог питаться иглами хвойных деревьев. Подробнее открытие описано в журнале Acta Palaeontologica Polonica.