Поиск - новости науки и техники

Бум на подступах к школе. Молодежь нахлынула в педвузы

“Социальный навигатор” РИА Новости зафиксировал тенденцию роста спроса на педобразование. В этом году в российские педагогические вузы действительно пришло больше абитуриентов, вырос конкурс, как и средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ). Причем ситуация характерна не только для Москвы, но и для всей России.

Увеличение спроса на педагогическое образование – случайность или закономерность? На этот вопрос отвечали специалисты на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”.
Быть учителем сейчас означает стабильность. В этом единогласно сошлись все эксперты. Молодые хотят быть уверенными в завтрашнем дне, вот и выбирают педагогику и начинают считать ее своим призванием.
– В 2008-2009 годах был зафиксирован рост поступления абитуриентов на медицинские специальности, – рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. – Стали выяснять: почему? Оказалось, не последнюю роль сыграл сериал “Доктор Хаус”. Дети, видя, как интересно работать врачом, вдруг захотели в “меды”. То, что сегодня в тренде педвузы, – не статистическая случайность. Правда, вряд ли это заслуга сериала “Физрук”.
По мнению ректора, сейчас пожизненная работа в школе – не единственный вариант развития карьеры после окончания педуниверситета. Ведь сюда сегодня приходят совершенно разные люди.
– Практически в 90% педвузов вырос средний балл по ЕГЭ; у нас тоже вырос на 1,5 и приблизился к 72 баллам, – добавил Игорь Реморенко. – Конкурс в магистратуру взлетел в два с половиной раза. Возможно, люди поняли, что им не хватает определенных квалификаций, и пришли к нам.
Педагогическая траектория – не тупиковая. Мы учим трем важным вещам. Первая – разбираться в сложных знаковых системах. Вторая – объяснять. Третья – делать это вежливо. Такие компетенции необходимы не только для работы в школе.
Похоже, педагогическая профессия стала очень востребованной. Достойный уровень заработной платы, социальные гарантии, возможность карьерного роста – то, чего хочет каждый. Если посмотреть на Москву, то здесь ситуация вообще более чем радужная. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году МИА “Россия сегодня” совместно с Московским городским педагогическим университетом, минимальная зарплата московского учителя в настоящее время составляет 42 тысячи 504 рубля, максимальная – 96 тысяч 977 рублей.
А как обстоят дела в регионах? Министр образования и науки Самарской области Владимир Пылёв описал ситуацию в Самаре.
– Если мы говорим о росте интереса к педагогическим специальностям, то он налицо, – отметил чиновник. – В педагогических вузах нашего региона в этом году средний балл поступающих на бюджет на 2,5 выше, чем в прошлом. Раньше в систему педобразования приходили 600-700 выпускников, в прошлом году мы приняли 1200 ребят.
Все же, считает министр, о буме пока говорить нельзя. По его мнению, для большинства молодых людей, пришедших в педвузы, доминирующим фактором для поступления стало продолжение изучения любимого предмета. И только на втором месте – работа с детьми. Владимир Пылёв даже провел исследование и выяснил, что лишь 29% самарских студентов педвузов хотят работать в школе. Остальные пока не знают, куда идти.
То, что после педвуза можно работать не только в учебном учреждении, молодым людям сложно представить. И это одна из проблем, считает председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы Антон Молев.
– Любой московский директор с уверенностью вам скажет, что у него реальных вакансий просто нет, – отметил он. – Школа – это постоянство. Но тут есть один фактор – очень немного мужчин, и ситуация меняется медленно. Возможность роста в профессии пока является неочевидной для молодежи, а уход в другую сферу кажется нереальным. Но на воспитанника педвуза есть спрос на рынке труда.
Согласно данным опроса работодателей и кадровых агентств, в Москве ощущается нехватка специалистов с некоторыми гуманитарными компетенциями. На первом месте – специалисты с коммуникативными навыками, об этом упомянули 95-100% опрошенных, на втором –  с проектными (85-94%), на третьем – с аналитическими (70-84%) и на последнем – с педагогическими (55-69%).
Как бы там ни было, тенденцию роста престижа педобразования не проигнорировать. Молодежь выбирает педагогику, вероятно, по разным причинам, но факт остается фактом: сегодня десятки тысяч молодых людей занимаются в аудиториях, чтобы научиться учить. И кто-то из них обязательно когда-нибудь придет в школу со своими свежими идеями и методиками, с горящими глазами и амбициозными мыслями, сможет вдохновить подрастающее поколение на новые открытия и станет настоящим примером для подражания.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев