В логике баланса. Как совместить интересы ученых и государства?

Проблема выбора научных приоритетов вышла далеко за рамки дискуссий в научном сообществе, стала предметом непрекращающейся полемики в научных кругах и структурах государственного управления. Бытует мнение, что выбор приоритетов ограничивает свободу научного ворчества. Однако нельзя отрицать существования многих внешних по отношению к науке вызовов, на которые государство и общество ждут ответов от ученых.
В условиях ограниченности ресурсов от выбора не уйти. О логике формирования государственных приоритетов в фундаментальной науке размышляет председатель совета Российского гуманитарного научного фонда Владимир ФРИДЛЯНОВ.

Российский исторический опыт и зарубежные практики в июне рассматривались на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию, посвященном проблеме формирования приоритетов развития науки и технологий в Российской Федерации в условиях новых вызовов. Участники отметили принципиальные недостатки отечественной методологии и практики выбора научно-технологических приоритетов.
Проведенный анализ показал необходимость формирования единого системного подхода к выбору научно-технологических приоритетов, опирающегося на
•    четко сформулированный понятийный аппарат, включающий конкретные цели, требования принципиального характера к обоснованию приоритетов различных видов, измеримые индикаторы исполнения, механизмы реализации;
•    многоуровневую экспертную инфраструктуру;
•    методическое обеспечение итеративных экспертных процедур, включающее системы критериев и алгоритмы получения, структурирования и анализа больших массивов экспертной информации;
•    прогнозно-аналитический инструментарий, позволяющий осуществлять сопоставительную оценку вариантов решений на основе совместного использования фактографической и экспертной информации.
Научно-технологические приоритеты должны не только отвечать текущим и перспективным потребностям накопления знаний и развития научной инфраструктуры, но и учитывать социальные, экономические, военно-политические, экологические и другие внешние по отношению к науке вызовы, предлагать эффективные способы решения задач, которые уже сегодня стоят на повестке дня развития общества и государства либо могут возникнуть в будущем. При этом понимание внешних вызовов должно включать социально-гуманитарное измерение в качестве одного из основных.

Выбор необходим
Выбор приоритетов традиционно ассоциируется с волевым перераспределением финансирования, ограничением тематики исследований, что при буквальном понимании противоречит принципам “свободы творчества” в части выбора направлений работы и “поощрения инициативы ученых”, весьма существенного в сфере фундаментальной науки и составляющего основу деятельности государственных научных фондов.
Однако вполне допустим вариант “управляемой инициативы”, позволяющий находить решения, в равной мере отвечающие интересам всех участников получения и использования научных знаний: государства, общества и ученых.
Необходимо перевести общую дискуссию в практическую плоскость и оценить, влиянием каких условий и факторов определяются та экономическая среда и социальная атмосфера, а соответственно, и те реальные ограничения, в рамках которых формируются методология и практика принятия решений.
Обозначим факторы, с нашей точки зрения, наиболее существенные.
Потребности ученых всегда превышают возможности их удовлетворения, и ресурсные ограничения всегда есть объективная реальность даже в самых богатых странах. То есть необходимость выбора в науке предопределена объективно непреодолимыми ни сегодня, ни в перспективе ресурсными ограничениями. И чем более жесткие эти ограничения, тем труднее выбор, тем выше цена ошибки, а значит, и ответственность за принимаемые решения. Таким образом, вопрос о допустимости управления фундаментальной наукой сводится к задаче создания методически корректной процедуры выбора научных направлений и конкретных проектов, отвечающих определенным требованиям по многим критериям при заданных ресурсных ограничениях.
Сфера науки сегодня подвержена разнонаправленному и подчас противоречивому влиянию как внешних, так и внутренних факторов. С одной стороны, возрастает ее роль в модернизации экономики, обеспечении нового качества экономического роста. Расширяется влияние научных достижений на различные аспекты общественной жизни. В то же время за последние 20 лет усилились негативные процессы, которые проявляются в утрате Россией ряда позиций в мировой науке, обострении проблем воспроизводства и уровня подготовки научных кадров, недостаточной эффективности инновационной инфраструктуры и др.
В обществе и структурах управления не сложилось сбалансированного и реалистичного представления о возможностях, потребностях и ограничениях науки, и разброс мнений сегодня велик: от явно гипертрофированных ожиданий научных достижений как панацеи до столь же неадекватного отрицания ее роли в решении жизненно важных проблем страны и общества.
Выбор приоритетов в гуманитарной сфере науки будет продуктивным с точки зрения достижения поставленных перед наукой целей при реалистичной оценке ресурсных ограничений только в том случае, если государство и общество смогут четко сформулировать свои требования к ожидаемым научным результатам, а исследователи смогут достаточно убедительно позиционировать свои заделы и перспективные возможности в экономических, исторических, социальных и политических терминах.
Основой для выбора приоритетов, по нашему мнению, должна быть оценка роли направлений, программ и проектов исследований в выполнении наукой ее функций в социально-экономической системе страны — в первую очередь, такие:
— производство и накопление новых знаний, использование которых определяет возможности устойчивого экономического роста и социального развития в перспективе;
— обеспечение научно-технологического потенциала модернизации и инновационного развития страны и решения на этой основе социальных и инфраструктурных проблем национального масштаба, относящихся к компетенции государства;
— выполнение экспертных функций как для научной проработки и оценки вариантов управленческих решений, так и при появлении различных угроз и вызовов времени на международном, национальном и региональном уровнях;
— формирование позитивного имиджа страны в качестве одного из факторов в геополитике.
Однако при всем разнообразии конкретных ситуаций определения научных приоритетов должен быть соблюден общий принцип: выбор путей достижения целей и постановка задач должны осуществляться самим научным сообществом как единственным источником компетенции в фундаментальной науке.

А как в РГНФ?
При разработке общего подхода к оценке современного состояния гуманитарной науки в контексте выбора приоритетов РГНФ учитывает как общие функции и задачи науки в государстве и обществе, так и некоторые методологические и тематические акценты в современных гуманитарных исследованиях:
•    междисциплинарный синтез: “перекрестные” и совместные исследования историками и филологами, политологами и социологами, специалистами по международным отношениям и социальной психологии;
•    системный подход: изучение взаимосвязей между процессами на различных уровнях социальной организации — в отдельных сообществах, на уровне стран и в международной сфере (социально-экономическая взаимозависимость, процессы глобализации и т.д.);
•    направления и механизмы использования культурного и научного влияния, стимулирующего интерес к языку и истории страны — источника влияния в международной конкуренции на основе исторических, филологических, этнокультурологических и религиозно-социальных исследований;
•    гуманитарное измерение безопасности (например, проблема манипуляции исторической памятью): проведение научно-образовательной политики в гуманитарной сфере через привлекательные образовательные программы для иностранных студентов, эффективные инструменты культурного влияния (языковые и культурные центры, гранты, стажировки, конференции и т.д.);
•    комплексные и специализированные прогностические исследования: изучение долгосрочных социально-экономических, политико-исторических, научно-технологических тенденций и выработка научных рекомендаций для государственных стратегий развития отдельных областей жизни общества, проведения внешней политики и обеспечения национальной безопасности.
Таким образом, механизм формирования и корректировки приоритетов в фундаментальных научных исследованиях в гуманитарной сфере предусматривает решение трех основных блоков задач:
1. Разработка и периодическая корректировка государственной социальной, экономической и политической повестки в форме перечня стратегических целей и направлений их достижения.
2. Формирование тематики исследований, ориентированной на накопление новых знаний, развитие методологии исследований и изучение средствами гуманитарной науки наиболее актуальных вопросов существования и развития государства и общества.
3. Подготовка на основе результатов исследований по приоритетной тематике прогнозно-аналитических материалов для органов государственного управления.
Опираясь на 20-летний опыт конкурсного отбора и финансирования научных проектов и используя современный методический инструментарий и информационные технологии, РГНФ обосновал подход к созданию конкретных механизмов и процедур выбора приоритетов, учитывающих специфику различных областей знаний и условий принятия решений. В основе этого подхода лежит тезис, что выбор приоритетов в науке — не просто средство распределения ограниченных ресурсов, а центральное звено научной политики, определяющее ее концепцию, формы реализации и эффективность. Механизм выбора приоритетов должен обеспечить сопоставление интересов государства с возможностями науки и выбрать ту “зону”, где от науки можно получить наибольший народно-хозяйственный эффект при заданных ограничениях на выделяемые бюджетные средства.
При этом параллельно должны определяться научные приоритеты, отражающие позицию научного сообщества относительно современного состояния и основных мировых тенденций их развития.
То есть получается два вида приоритетов, формирование которых требует разного методического, информационного и экспертного обеспечения. Применительно к гуманитарной науке это потребности самой науки и востребованность конкретных результатов научных исследований государством и обществом.
Приоритеты первого вида — научные — формируются научным сообществом в каждой области гуманитарных знаний и отражают современное состояние и логику развития исследований.
Приоритеты второго вида — государственные — объединяют проекты и программы, ориентированные на всестороннее, как правило, междисциплинарное изучение средствами гуманитарной науки наиболее резонансных проблем и явлений в жизни государства и общества.

Механизм работает!
При определении приоритетов обоих видов РГНФ опирается на:
 — развитую за 20 лет высокопрофессиональную экспертную инфраструктуру (более 1000 докторов наук, работающих в научных организациях и учебных заведениях по всей стране);
— многофункциональную информационно-аналитическую систему РГНФ, возможности которой позволяют применять в практической работе Фонда современный методический инструментарий многокритериальной оценки и отбора проектов;
— опыт организации крупных междисциплинарных целевых проектов, направленных на изучение актуальных социально-экономических проблем национального масштаба (“Модернизация России. Социально-гуманитарные измерения”, “Россия в многополярном мире”, “Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска”, “Россия в АТЭС”, “Россия в Арктике: история, современность и перспективы”, “1150 лет Российской государственности”, “1812 год в истории и культуре России”, “70 лет Победы в Великой Отечественной войне”, “Россия в 1917 г.”, “Наука, общество, государство: баланс интересов, взаимная ответственность (история взаимодействия, современные императивы)”, “Социокультурные аспекты национальной безопасности России” и др.).
Предлагаемый механизм определения государственных приоритетов в гуманитарных исследованиях предусматривает формирование трех уровней.
Первый уровень включает концептуальные вопросы существования и развития государства и общества. Их изучение необходимо для выстраивания основных аспектов долгосрочной национальной стратегии: идеологического, социального, экономического, научно-технологического, политического и военного.
Второй уровень конкретизирует и интерпретирует стратегические вопросы применительно к современной социальной, экономической и политической ситуации.
Третий уровень составляют тематические ориентиры для научных исследований в виде перечня конкретных прогнозных и аналитических задач с указанием общей направленности исследования, их целей и результатов.
Стратегия социально-экономического развития и ее трактовка в терминах практической политики, составляющие первые два уровня схемы, содержатся в посланиях и указах Президента Российской Федерации и стратегических документах Правительства РФ.
На основе полученных научных результатов в рамках государственных приоритетов по каждому из них преду­сматривается подготовка сводных прогнозно-аналитических материалов (докладов). По результатам рассмотрения докладов проводится корректировка государственных приоритетов для дальнейших научных исследований.
К приоритетам второго вида могут быть отнесены:
•    новые, динамично развивающиеся в мире научные направления;
•    исследования, посвященные рассмотрению относительно слабо изученных отечественной наукой проблем и явлений;
•    исследования “прорывного” характера, предусматривающие разработку новых или кардинальную переоценку существующих концепций или методологий;
•    исследования, позволяющие сформировать новые или значительно расширить существующие сферы приложения научных результатов фундаментального характера.
Практическое использование разработанного механизма позволит сделать методически более корректными все этапы оценки и отбора проектов и, как следствие, повысить обоснованность экспертизы и принимаемых решений — главный критерий эффективности грантовой системы поддержки науки.

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев