Командная игра

Новый метод подбора тест-систем для персонифицированной диагностики онкологических заболеваний представлен российскими учеными в недавнем номере журнала Scientific Reports.

Предложенный группой авторов под руководством члена-корреспондента РАН Александра Тоневицкого из МГУ и Национального медицинского исследовательского радиологического центра метод медицинской диагностики стал результатом сотрудничества молекулярных биологов и математиков. Транскриптомные тест-системы позволяют делать выводы об особенностях заболевания на основе данных об активности определенных генов образца ткани или крови конкретного пациента и благодаря этому служат инструментом персонифицированной медицины. Транскриптом, на котором они основаны, представляет все молекулы РНК клетки, это отражение всех ее активных генов в данный момент времени. Транскриптомные тест-системы не только повышают точность диагностики, но и дают возможность предсказать ход течения заболевания и оптимизировать выбор терапии. Например, благодаря им можно по текущим особенностям оценивать риск возникновения рецидива через 5 или даже 10 лет. Анализировать особенности экспрессии десятков тысяч генов в настоящее время сложно и дорого, а потому транскриптомные тест-системы строят на основе лишь нескольких десятков генов. Обычно в качестве таких генов выбирают гены, каждый из которых сам по себе имеет максимальную информативность. Но российские ученые обнаружили, что гены с высокой индивидуальной информативностью необязательно хорошо дополняют друг друга, тогда как гены с более низкой информативностью могут в совокупности быть высокоинформативными.
В исследованиях Тоневицкого с соавторами для предсказания риска рецидива с помощью транскриптомных систем были использованы выборки образцов пациентов с раком молочной железы и методы машинного обучения в сочетании с переборными стратегиями, что потребовало привлечения ресурсов суперкомпьютерного центра МГУ. Таким образом учеными были выявлены пары и тройки генов, позволяющие обеспечить достоверность оценки риска как минимум не хуже, чем у зарубежных коммерческих тест-систем (OncotypeDX и MammaPrint). Комментируя открытие в интервью “Эху Москвы”, один из авторов, Владимир Галатенко, провел аналогию со спортивной командой: команда из звезд, но без командной игры часто проигрывает команде из более слабых, но хорошо сыгранных и хорошо дополняющих друг друга игроков. Разработанный метод поиска наиболее информативных комбинаций генов также позволяет исследовать важные для той или иной патологии группы генов, которые были бы пропущены традиционными методами анализа.