Хрустит пластмассою хрущак

Способность к перевариванию пластика обнаружили у личинок мучного жука ученые Стэнфордского университета и их китайские коллеги. С подробностями — Sci-News.com.

Личинки мучного жука, или большого мучного хрущака (Tenebrio molitor), могут поддерживать свое существование, питаясь исключительно пенополистиролом и прочими видами пенопласта, утверждает группа исследователей из Стэнфордского университета (Stanford University) и Шэньчжэнской лаборатории биоэнергетики в Китае, авторы двух взаимодополняющих статей в журнале Environmental Science and Technology. “Мучные черви из разных источников пережевывают и переваривают пенополистирол, распространенный пенопластный материал”, — цитирует авторов издание Sci-News.com. По их словам, пенополистирол эффективно разлагается в кишечнике личинок меньше чем за 24 часа. Ученые кормили их одним только полимером на протяжении месяца, и жизнь насекомого этой фазы, по их наблюдениям, ничем не отличалась от жизни личинок, поедающих обычный корм. В опубликованных статьях впервые представлены детальные сведения о бактериальной деградации пластика в кишечнике животного. В стэнфордской лаборатории доктора Вэй-Минь У (Wei-Min Wu) 100 мучных червей поедали в день от 34 до 39 миллиграммов пенополистирола. Около половины этого вещества превращалась в двуокись углерода независимо от того, чем еще питались личинки. За 24 часа оставшийся пластик выходил из их кишечника в виде биоразложившихся фрагментов, которые напоминали кроличий помет.
По словам доктора Вэй-Минь У, “мучные черви на пенополистироловой диете были не менее здоровы, чем личинки, получавшие обычный корм, и, более того, их экскременты представляются безопасными для почвы, предполагаемой к использованию под сельскохозяйственные культуры”. Авторы также исследовали роль в деградации пенополистирола бактерий личиночного кишечника. Из шести проверенных антибиотиков наиболее эффективно рост микроорганизмов подавлял гентамицин. При добавлении антибиотика в корм на протяжении 10 дней активность бактерий снизилась до потери червями способности расщеплять полимер и минерализовать его в двуокись углерода. Далее ученым удалось выделить из кишечника личинок полистирол-разлагающий штамм бактерии Exiguobacterium sp. YT2. Как отмечают авторы, “это открытие ведет к решению глобальной проблемы пластикового загрязнения — накопления продуктов из пластмасс в окружающей среде, которое отрицательно сказывается на дикой природе”. В своей предыдущей работе те же исследователи обнаружили микроорганизмы, разлагающие полиэтилен, в кишечнике гусениц мучной огневки.