Залог неуязвимости. Инженерное образования поможет решить глобальные проблемы

В конце сентября во Флоренции (Италия) под девизом “Инженерное образование для устойчивого общества” проходил Всемирный форум по инженерному образованию (WEEF 2015 — World Engineering Education Forum). В его организации принимали участие: Международная федерация обществ по инженерному образованию (IFEES), Европейский совет деканов инженерных факультетов (EEDC), Европейское общество инженерного образования (SEFI), Европейская сеть по аккредитации инженерного образования (ENAEE), Европейская ассоциация гражданского инженерного образования и подготовки кадров (EUCEET), Глобальный инженерный совет деканов (GEDC), Международное общество инженерной педагогики (IGIP), Международный институт подготовки инженеров-ученых (IIDEA), Международная ассоциация непрерывного инженерного образования (IACEE), Европейский совет студентов-технологов (BEST) и Студенческая платформа развития инженерного образования (SPEED).

Оргкомитет форума принял на экспертизу более 300 докладов из 61 страны мира. После экспертизы в программу были включены 235 докладов, распределенных по 22 секциям. В работе форума участвовали около 400 представителей инженерных университетов из 54 государств. Такое внимание университетского сообщества к рассматриваемым на форуме проблемам объясняется осознанием странами, регионами, городами своей уязвимости в способности противостоять и реагировать на кризисы и явления, вызванные глобальными проблемами. Среди них — изменение климата, нехватка ресурсов, терроризм и гражданские беспорядки, компьютеризация общественной и частной жизни, рост народонаселения, развитие коммуникационных средств общения, науки, технологий, техники. Поступательно развиваться в современных условиях сможет только то общество, которое сумеет на многодисциплинарной основе прогнозировать появление и развитие этих кризисов и явлений, вырабатывать методы борьбы с ними или способы их эффективного использования, устранять отрицательные последствия их проявления. В этом контексте термин “устойчивость” стал новой парадигмой и лозунгом для усилий человечества, направленных на планирование будущего во всем мире. По мнению организаторов форума, инженерное образование является одним из факторов, определяющих устойчивое развитие общества, и оно призвано на междисциплинарной основе способствовать его поступательному движению вперед.
Работа форума проходила по следующим ключевым направлениям: адаптация к изменению климата, природные катастрофы, рост народонаселения и урбанизация, передача энергии, биотехнологии, нехватка воды и продуктов питания. Эти темы получили освещение и развитие на секциях, среди которых: “Проблемы и вызовы в инженерном образовании”, “Качество, привлекательность, разнообразие и устойчивость инженерного образования”, “Новые методы передачи знаний, дистанционное образование”, “Инновации и новые тенденции в инженерном образовании”, “Адаптивные и интуитивные среды”, “Методы управления знаниями”, “Женщины и инженерная карьера”.
Россию на форуме представляли преподаватели 16 университетов, в числе которых следует назвать Казанский национальный исследовательский технологический университет им. А.Н.Туполева (17 докладов), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (7 докладов), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (5 докладов), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (3 доклада) и другие.
Докладов представителей Российской академии образования и Министерства образования и науки РФ на форуме не было. И если для Минобр­науки РФ это объяснимо (в нем трудятся в основном чиновники), то для РАО отсутствие интереса к темам, обсуждаемым на форуме, вероятно, может быть связано с тем, что проблемы специализированного (инженерного, медицинского, сельскохозяйственного) образования находятся вне сферы интересов этой уважаемой организации. Поддержку специализированных видов образования в России осуществляет Российский фонд фундаментальных исследований в рамках научного направления “Естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках”. При этом особое внимание уделяется влиянию распространения компьютеров, смартфонов, ноутбуков среди преподавателей и студентов на процессы передачи знаний.
Значительная часть времени на форуме была отведена изу­чению проблем инженерного образования, связанных с новыми методами передачи знаний и новыми явлениями в “технологиях” преподавания. Обсуждались частично-поисковые, проектно-исследовательские, адаптивные, индуктивные, дедуктивные и репродуктивные методы подготовки специалистов. Участники форума уделили большое внимание таким проблемам, как подготовка инженеров-исследователей, усиление партнерских связей с промышленностью, создание глобальных кампусов, инновации в инженерном образовании, управление знаниями, оценка образованности, и многим другим.
Повсеместное внедрение инфокоммуникационных технологий изменило подходы и к организации подготовки специалистов. Широкое распространение и доступность в среде студентов мобильной, портативной техники, как отмечалось на форуме, требует изменений в процессах преподавания практически всех видов дисциплин: гуманитарных, фундаментальных, специальных. Поэтому большое внимание на встрече было уделено проблемам свободного доступа студентов к базам знаний и банкам данных университетов и Всемирной сети Интернет, таким феноменам, как BYOD (от англ. Bring Your Own Device — принеси свой прибор). Использование подобных устройств на лекциях, практических и лабораторных занятиях, при выполнении домашних заданий и при курсовом и дипломном проектировании придает новое качество процессу передачи и освоения новых знаний.
На заключительном заседании форума была подчеркнута важность общения и обмена опытом специалистов различных стран, оценен положительный опыт проведения предыдущих форумов в Сингапуре, Португалии, Аргентине, Колумбии, ОАЭ и принято решение выбрать Сеул (Республика Корея) местом проведения форума в 2016 году.

На фото: Здание Конгресс-центра во Флоренции, где проходил форум

Вадим Шахнов,
член-корреспондент РАН, доктор технических наук
Фото предоставлено автором

Нет комментариев