На стыке сфер. Расширяется спектр когнитивных наук.

Когнитивные исследования стали особенно популярны несколько лет назад, когда президент США и президент России назвали их в своих странах в числе одних из приоритетных направлений развития науки. Не секрет, что многие ученые в целом ряде стран, включая и Россию, в течение многих лет занимались проблемами когнитивных наук. В их числе и профессор Вера ­ЗАБОТКИНА, лингвист-когнитолог, руководитель недавно созданного Центра когнитивных программ и технологий при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ).
Ученые, кажется, до сих пор не определились, что точнее: когнитивная наука или когнитивные науки? Пока что говорят так: когнитивная наука — это совокупность наук о познании. Проблемы порождения знания, его хранения, обработки и передачи изучаются сегодня представителями разных наук во многих российских организациях. Профессор Вера Заботкина называет, прежде всего, Курчатовский Центр конвергентных нано-, био-, инфо-, когнитивных наук и технологий, затем институты РАН — языкознания, психологии, мозга человека, философии, и университеты, как столичные, так и региональные. В этом ряду Центр когнитивных программ и технологий РГГУ, несмотря на свою молодость (он был открыт в феврале прошлого года), успел занять свою нишу. В частности, сегодня он уже хорошо известен ученым, работающим в этой области, как площадка для междисциплинарных дискуссий.
— РГГУ по определению университет гуманитарный. Почему было решено создать здесь Центр когнитивных программ и технологий? Человеческое познание изучают не только гуманитарные науки.
— Когнитивная наука междисциплинарна по своей природе, она объединяет несколько дисциплин, имеющих один объект изучения — человеческий мозг, человеческое познание. Под зонтиком когнитивных наук собрались, прежде всего, психология, философия, лингвистика, исследования в области искусственного интеллекта. Представители всех этих наук есть в РГГУ, нужна была постоянная площадка для взаимодействия. В последнее время мы говорим о зарождении новой модели знания. Раньше знание укладывалось в жесткие рамки отдельных дисциплин — модель была монодисциплинарной. Сейчас переходим к новой, междисциплинарной модели, которая учитывает различные источники получения знания. Спектр когнитивных наук расширяется. Мы уже говорим о когнитивной социологии. Есть когнитивные подходы в управлении (в области принятия решений), в политологии. Важно отметить, что работу нашего центра сразу поддержала Академическая образовательная ассоциация гуманитарного знания. По сути, создание центра инициировал ее сопредседатель Александр Чубарьян, считающий, что когнитивная проблематика очень значима для поиска направлений инновационных исследований в гуманитарной сфере. Мы работаем в гуманитарном университете, и поэтому одна из целей нашего центра — показать, какое место занимают когнитивные науки в системе гуманитарного знания. Центры когнитивной науки в стране есть, их немало, но беда в том, что они существуют сами по себе. Мы мало общаемся. Центр РГГУ ни в коем случае не претендует на какую-то исключительную роль. Но мы подумали, что могли бы стать площадкой для регулярных обменов мнениями, семинаров, конференций.
Когда меня пригласили этот центр возглавить, я не сразу согласилась. Я лингвист-когнитолог, и я не хотела заниматься ничем другим. Но сейчас понимаю, насколько создание центра было правильным. Когда мы устраиваем наши круглые столы, в них участвуют представители всех четырех подразделений, и эти обсуждения очень обогащают всех. Я по-другому как лингвист смотрю на многие вещи.
— То есть границы между науками размываются? Происходит своего рода научная глобализация?
— Я бы сказала иначе: самые интересные результаты мы будем получать на стыке наук. Вот один из последних примеров. Недавно у нас прошел российско-немецкий семинар “Präsens”, организованный нашим центром совместно с Центром гуманитарных исследований Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. Семинар был посвящен разработке фундаментальных проблем категории “настоящее” с позиций когнитивной философии, когнитивной психологии, когнитивной лингвистики, эпистемологии и нейронаук. Тему предложили немецкие коллеги. Речь там шла о времени, но не только о нем, а еще и о нашем присутствии в этом мире. Präsens, как известно, переводится с немецкого как “настоящее время”. Как писал Святой Августин, прошлое дано нам в памяти, настоящее — в перцепции, будущее — в ожидании. Настоящий момент неуловим, вот он есть, и вот уже его нет, и мы живем дальше. Это был очень интересный семинар: обсуждение фокусировалось не на одной проблеме времени, а на настоящем в соотношении с будущим и прошедшим во всех аспектах. Физик, директор центра гуманитарных исследований Мюнхенского университета, рассказывала о том, как воспринимается время физиками. Выступали философы, психологи, лингвисты. Даже один музыкант — у него, кроме того, есть степень доктора медицины и степень доктора математики. Сейчас в Европе многие ученые исследуют художественные формы мышления: появляются такие связки, как когнитив и религия, когнитив и музыка, когнитив и эмоции. То есть ученые выходят за рамки изучения чисто логического восприятия мира.
И вот когда обо всем этом слушаешь, с особой ясностью понимаешь, что будущее науки — за междисциплинарностью. Потому что жизнь, общество ставят такие вопросы, на которые одна конкретная наука ответить не может.
Мы публикуем материалы этого семинара в рамках Российско-германского года образования, науки и инноваций. Кстати, материалы прошлого семинара, российско-французского, мы издали в рамках Года Франции в России и России во Франции. Информация об этом мероприятии вошла в отчет по проведению перекрестного Года России-Франции. Надеемся, что материалы семинара “Präsens” войдут в соответствующий отчет.
— И как часто проходят в центре междисциплинарные семинары?
— За последний год их было три. В мае прошлого года — первый, когда мы собрали наших российских представителей, чтобы оценить, что и в каком масштабе делается в нашей стране в сфере когнитивных наук. Семинар так и назывался: “Современное состояние когнитивных наук в России и перспективы развития”.
Затем мы решили сосредоточиться на определенных проблемах, и в сентябре состоялся российско-французский семинар, где рассматривались проблемы категоризации, концептуализации и когнитивного моделирования в лингвистике, психологии, философии, в исследованиях по искусственному интеллекту. Выступали и российские, и французские ученые по всем этим направлениям. Как результат этого семинара, у нас завязались тесные контакты с университетом Париж-10. Я съездила в Париж, там выступила с докладом, и мы договорились о будущих совместных исследованиях, публикациях и семинарах.
Последним был семинар “Präsens”.
— А какова вообще картина когнитивных исследований в России?
— Как показывает анализ данных Института научной информации по общественным наукам РАН и Российской государственной библиотеки, среди всех научных направлений лидирует когнитивная лингвистика. Количество публикаций с каждым годом растет, в 2008-2009 годах их было порядка 300. Второе место по числу публикаций занимает когнитивная философия — около 200 за тот же период времени. Менее динамично развиваются когнитивная психология (75 публикаций) и исследования в области искусственного интеллекта (27).
— Однако, насколько можно судить по информации, представленной на сайте Центра когнитивных программ и технологий РГГУ, в этом центре последние два направления представлены неплохо?
— У нас работает очень хорошая команда когнитивных психологов. В настоящее время они выполняют большой проект, рассчитанный на три года, — по гранту ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”. Проект называется “Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России”. О нем стоит рассказать чуть подробнее. Цель этих исследований — изучение основных когнитивных психологических механизмов экспертности (высокого уровня профессионализма) в различных сферах профессиональной деятельности. В этой предметной области остается еще много нерешенных проблем. Самое главное — понять, какие когнитивные и эмоциональные факторы отличают специалистов от новичков в профессиях с высоким уровнем неопределенности. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выявить ключевые направления психологических изменений, которые происходят со специалистами по мере их профессионального развития, и объяснить их с точки зрения вовлечения в этот процесс тех или иных психологических механизмов. Еще проблема: насколько предметно специфичной является профессиональная компетентность? Иными словами, можно ли высокий уровень достижений в одной области перенести на близкие профессиональные области? Эта проблема важна и в практическом отношении. В зависимости от того, как мы на этот вопрос отвечаем, должны строиться программы обучения и подготовки специалистов высокой квалификации.
В области искусственного интеллекта содержание когнитивных исследований составляют имитация и формализация познавательных процедур, реализующих приобретение нового знания. В РГГУ совместно с ВИНИТИ РАН создан метод интеллектуального анализа и порождения гипотез. Его назвали ДСМ-методом — в честь английского экономиста и логика Джона Стюарта Милля (кстати, наследию этого выдающегося ученого была посвящена российско-британская конференция, которая только что прошла в РГГУ). ДСМ-метод позволяет производить анализ данных и предлагать гипотезы в науках о жизни и социальном поведении человека. К сегодняшнему дню интеллектуальные системы типа ДСМ созданы для разных предметных областей: фармакологии, медицинской диагностики (доказательной медицины), когнитивной социологии, криминалистики и других. В частности, создаются экспериментальные версии ДСМ-системы для анализа клинических данных больных меланомой, что позволяет прогнозировать продолжительность жизни больных.
— Один из самых актуальных вопросов сегодня — привлечение молодежи в науку. Насколько это актуально для Центра когнитивных программ и технологий РГГУ? Что можно сделать внутри вуза для решения этой проблемы?
— У нас молодая команда когнитивных психологов. Сейчас начинаем проект по лингвистике “Когнитивный анализ слова” — выиграли грант РФФИ. Там тоже привлекаем молодежь. Заинтересовать студентов научными исследованиями помогают, в частности, и новые технологии обучения. В прошлом году у нас был очень интересный опыт — проект “Шанхайские лекции-2010”. Предмет лекций — интеллект, естественный и искусственный, с акцентом на идею воплощения (“Embodied Intelligence”). При классическом подходе интеллект рассматривался в основном как обработка информации, происходящая в мозгу. В последнее же время все больше внимания завоевывает мысль, что интеллект — это способность (функция?) организма, взаимодействующего с окружающим миром. То есть он зависит не от одного лишь мозга, но и от взаимодействия мозга, тела и окружения. В основу курса была положена книга профессора Рольфа Пфайера “Как тело определяет наши мысли”. Лекции читались из университета в Цюрихе. А Шанхайскими они названы, поскольку у Р.Пфайера вторая лаборатория в Шанхае и впервые этот курс читался из Шанхая.
По сути, это настоящая инновация в образовании. Лекции на английском языке проводились в формате видео-конференций (видеозаписи — см. сайт http://shanghailectures.org/guest-lectures). Каждый четверг в течение осеннего семестра студенты отделения интеллектуальных систем, психологи, лингвисты, социологи, знающие английский язык, собирались в специально оборудованной аудитории. Лекции ученых из научных центров Германии, Великобритании, США, Италии, других стран транслировались одновременно в 18 университетов мира. Кроме того, были еще практические занятия: каждый слушатель со своим аватаром выходил в виртуальное пространство и делал упражнения в команде со студентами других стран. Результаты проверялись нашими преподавателями и потом экспертами из зарубежных университетов. Слушатели также делали собственные презентации и выступали перед всей многонациональной аудиторией. После этого проекта некоторые студенты высказали пожелание, чтобы когнитивные науки вводились в учебную программу в качестве обязательных.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что когнитивные науки шире, чем теория. Это еще и очень мощный инструмент познания мира, общества, а также инструмент изменения сложившихся культурных моделей. Вот сейчас много говорят о модернизации. А кто ее будет осуществлять? Роберт Мюзиль писал: “Научно-технический прогресс — это мощь, которая постепенно превращается в немощь”. Выходя на междисциплинарные исследования, нам без гуманитарных наук не обойтись.

Наталия Булгакова
Фото Николая Степаненкова
 

 

Нет комментариев